Участник:Phenol/Лаборатория
Материал из Lurkmore
« |
Лурк, это анимешная энциклопедия для бородатых девочек. Так всегда было. | » |
— пруф |
Махо-сёдзё (moon. 魔法少女, кор. 마법소녀 , англ. Magical girl, mahou shoujo, фаш. magisches Mädchen, рус. девочка-волшебница, укр. дівчинка-чарівниця) — жанр аниме, основной спецификой которого являются девочки-волшебницы, то есть обычные японские школьницы, отличающиеся от остальных тем, что владеют некоторыми магическими навыками. Изначально жанр был рассчитан на самих школьниц, но с течением времени фэндом расширился за счёт отаку, хикки и разных дрочеров, которые теперь составляют более значимую его часть.
Содержание |
Характеристики
Как хорошо известно анимешникам, маленькая японка после окончания занятий может заниматься следующим:[1]
- идти на дополнительные занятия в какой-нибудь школьный клуб
- проводить свободное время с братом или состоять в чужом гареме
- превращаться в девочку-волшебницу и заниматься разными волшебными делами
Иногда два варианта (или даже все три) могут совмещаться, что даёт в результате непредсказуемый эффект.
Итак, какой же основной магический навык у всех без исключения девочек-волшебниц? Они несут людям радость и счастье! Не важно, чем именно занимаются героини конкретного махо-сёдзё, важно, что они наполняют сердца зрителей позитивом и верой в добро. Та самая сказка, тот самый кусочек фантазии, которого так не хватает в этом мегаиндустриальном мире.
« |
Zero no Tsukaima это махо-сёдзё, ведь Луиза волшебница и у неё зверёк - глупый пёс. | » |
— нет, ну правда! |
Конечно, рассматриваемый жанр имеет свои особенности, которые и дают понять зрителю, что перед ним именно махо-сёдзё. Ведь существует много аниме, в которых есть девочки с магическими способностями (например, Slayers, To Aru Majutsu no Index), но они не являются махо-сёдзё. И если кто-то думает, что упомянутые тайтлы не относятся к этому жанру, потому что там есть также и много парней, то можно назвать Magical Pokaan, где есть одни только девочки, владеющие магией, но это аниме весьма спорное в плане принадлежности к сабжу. Само же название жанра состоит из двух частей, где первая часть обозначает магию, а вторая — девочку. Отсюда следует, что жанр корнями уходит вглубь фольклора и больше всего повлияли на жанр сказки про добрых фей. Второй компонент тоже немаловажен: раз жанр про девочек и для девочек, то в нём имеются специальные элементы, которые рассчитаны на привлечение как раз таки малолетней части прекрасной половины человечества.
Ниже будут приведены эти самые особенности. Не всё из них обязательно должны находиться в каждом махо-сёдзё, бывают исключения. А вот наличие хотя бы одного из них ещё ни о чём не говорит — возможно, что такое аниме находится на стыке жанров (тут иногда употребляется выражение mahou shoujo exploitation).
- Волшебный зверёк (он же маскот[2]) — существо не из этого мира, которое является основным другом героини, а по совместительству махо-подрядчиком, то есть подписывает простых школьниц на всякие стрёмные занятие магическими делами, не обещая никакого вознаграждения за их труды. А они и рады — ведь школьная жизнь скучна и однообразна, после школы тоже ничего интересного, как вдруг появляется маленький зверёк и говорит: «Скорей произноси заклинание и отправляйся спасать Волшебное Королевство!» Чаще всего зверьки принимают вид котов, иногда может быть пёс, хорёк, какая-нибудь пушистая НЕХ. Данный персонаж имеет наиболее развинутое чувство юмора, любит сыпать колкостями в адрес своей подопечной, также не против опустошать продуктовые запасы её семьи. Присутствие таких персонажей в махо-сёдзё обусловлено ещё и тем, что ИРЛ девочки очень любят домашних животных, особенно кошек.
- Волшебный предмет — обычная игрушка для детей дошкольного возраста. С её помощью героиня кастует заклинания и
травит бобровтворит добро. Наделён определённой магической силой и сам распознаёт свою хозяйку, не подчиняясь кому попало. Чаще всего имеет форму жезла[3], хотя не редки и другие разновидности. - Хеншин — процесс превращения девочки в
женщинудевочку-волшебницу. Считается, что это основная особенность, которая выделяет конкретное аниме в жанр махо-сёдзё. Хеншин в махо-сёдзё происходит следующим образом: девочка выкрикивает особое заклинание — с неё исчезает вся одежда — несколько секунд она красуется голой — на ней появляется новая волшебная одежда. Практически всегда хеншины рисуются один раз и потом вставляются в серии, иногда с незначительными изменениями под отдельный эпизод. Среди анимешников есть расхождение в плане просмотра этих моментов: одни посмотрят несколько раз, а потом проматывают, ибо незачем тратить своё время на просмотр одного и того же, другие же наоборот не пропускают ни одного хеншина. Ежели кто не знакомый с аниме вдруг заинтересовался наготой при исполнении хеншина, то он будет глубоко разочарован: ничего такого там не показывают. На экране виден лишь облик самой девочки в белом сиянии. Цензура, хуле. Да и как-то нехорошо разрушать детям сказку видом гениталий. Кстати, в каждой шутке, как говорится… так вот, о превращении девочки в женщину. Чего больше всего хотят не только маленькие девочки, но и все дети? Правильно,бесплатной «Яги»повзрослеть. А хеншин — это такой схематический процесс взросления. Девочки во время этого становятся выше ростом, у них появляются новые красивые платья, украшения и аксессуары, иногда изменяется причёска и цвет волос. И вообще, картинка в этот момент становится настолько яркой, что можно кончить радугой. Девочки ИРЛ пытаются копировать своих мам, примеряя на себя их одежду, размазывая себя их косметикой, недоумевая, почему после такого неудачного подражания взрослым те ставят их в угол или даже дают отведать ремешка. Хеншин же даёт почувствовать иллюзию взросления, когда маленькая зрительница проецирует на себя образ героини и таким образом «взрослеет» вместе с ней. А в боевых махо-сёдзё хеншин придаёт девочкам силы для борьбы и защиту от вражеских атак. Потому что обычные магические атаки чрезвычайно вредны для человеческого здоровья, а иногда даже смертельны.
Примеры хеншинов | |||
---|---|---|---|
|
- Парень из волшебного мира — персонаж, особым образом связанный со всёй творящейся магической шумихой, пытается извлечь из происходящего свой профит, помогая девочке-волшебнице. Дружен с ней, она с ним, позже между ними возникает особое чувство, но парень редко спешит отвечать взаимностью. Тоже владеет какой-то магией и знаком с волшебными зверьками.
- Yuri pairing — необязательный элемент. Появился в жанре недавно, но отдельные пейринги стали весьма популярны. Возможен лишь в таких аниме, где в наличии есть группа из нескольких девочек-волшебниц. Этот и предпоследний элементы не являются взаимоисключающими параграфами — возможен вариант, что одна девочка любит парня, а её магические коллеги одна одну.
Ну и ещё одна немаловажная деталь — PROFIT. Конечно же, теперь производство любого продукта, в том числе и медиа не обходится без расчета его окупаемости и дальнейшего получения прибыли. Коммерциализация аниме наложила свой отпечаток и на махо-сёдзё, поэтому иногда можно услышать высказывания, дескать, так притупляется поиск новых идей, происходит упрощение и копирование сюжетов, и другие нехорошие вещи. А бабло с толпы стригут с помощью продажей дисков, мерчендайза, сувениров и пр. Один из хитрых ходов, когда героиня несколько раз за сериал меняет свои волшебные наряды и волшебные предметы, что даёт возможность впаривать зрителю несколько вариаций одной волшебницы.
Значимые произведения
- Mahou Tsukai Sally — самое первое аниме в рассматриваемом жанре. Начало выходить в 1966 году ещё черно-белым, а в апреле следующего года в Японии появилось цветное телевещание и с 18 серии оно транслировалось в цвете. Автор манги — Мицутэру Ёкояма, на счёту которого также создание первого аниме про гигантских роботов Tetsujin-28. Так что Ёкояма фактически стал основоположником этих сверхпопулярных жанров аниме[4]. Позже данная вещь переснималась. Сам Ёкояма позаимствовал идею о девушке, обладающей волшебными способностями, из америкосовского ситкома «Моя жена меня приворожила».
- Cutey Honey — аниме родом с 1973 года. Рассказывает про девочку-андроида Хани, которая умеет хеншиниться, владеет мечом, имеет сверхчеловеческую скорость и обаяние. Придумал эту безбашенную красавицу Го Нагай — весьма значимая личность в истории аниме. Также Нагай сделал значительный вклад в развитие жанра меха. Первый сериал про Хани выделяется тем, что в нём впервые появляется эччи-фансервис, а также была использована концепция Monster of the week — в каждой новой серии появляется отдельный монстр, которого необходимо замочить[5]. Позже этот приём набрал популярности и теперь повсеместно используется в аниме многих жанров, причём противник не обязательно должен быть монстром. Позже Хани несколько раз обретала новое рождение в виде полноценной волшебницы, ведь тогда в семидесятых она не была ей даже в тогдашнем понимании махо-сёдзё. В 2004 году некто Анно Хидеаки снял фильм Cutie Honey, где в эпизодической роли снялся сам Нагай.
- Majokko Megu-chan — первое аниме жанра, создатели которого ориентировались в равной степени как на девочек, так и на парней. Тут впервые в жанре появились драки, Зло, которое необходимо было уничтожить, сексуально озабоченные персонажи, также затрагивались остросоциальные проблемы.
- Hana no ko Lunlun — самое первое махо-сёдзё, показанное по российскому ТВ. Знаменательно тем, что здесь девочка-волшебница не японка, а француженка. Роад-муви в махо-сёдзё. Или махо-сёдзё в роад-муви. В то время вообще никто не воспринимал это как махо-сёдзё (даже слов таких никто не знал), ныне тоже можно найти сомневающихся, несмотря на то, что все особенности жанра присутствуют.
- Mahou no Princess Minky Momo — аниме по духу схожее с «Бесконечной историей»[6], хотя фабула его кардинально отличается. Принцесса из волшебного мира появляется в нашем и помогает разным людям. Помогая землянам, Момо спасает свой мир, который находится на грани исчезновения из-за черствости и озлоблённости землян. Аниме имеет много заимствований из японской легенды о Момотаро.
- Mahou no Tenshi Creamy Mami — аниме, в котором махо-сёдзё было соединено с жанром идолов, когда последний был совсем не развинут в то время. Одна из классических вещей жанра. Одно время Мами соперничала с Момо из-за популярности в фэндоме. Как результат появилось аниме Minky Momo vs Creamy Mami — и это ещё задолго до всяких там «Чужой против Хищника», «Люпен против Конана» и прочих кроссоверов.
- Bishoujo Senshi Sailormoon — самый известный представитель жанра на планете Земля. Аниме, которое является синонимом самого махо-сёдзё. Аниме, которое смотрели и анимешники, и неанимешники, а также их родители. Оно стало качественно новым шагом в развитии не только махо-сёдзё как такового, но и всего аниме. После него появилось множество вариаций, заимствований и просто пародий в самых разных тайтлах самых разных жанров. Конкретно в свой жанр «Сейлормун» привнесло следующее: махо-сентай (сборная из нескольких девочек-волшебниц) и махо-токусацу (драки со злодеями, мочилово, умирания-воскрешения и т. п.) также можно обнаружить интересные параллели с астрономией: в первых сезонах все героини, кроме Сейлор Юпитер, имеют свои волшебные ники, которые соответствуют планетам земной группы. Отдельная часть анимешников ненавидит этот сериал, даже не смотрев его, считая хуитой для девочек, говном мамонта с плохим графоном etc. Реальным же минусом сериала является наличие во втором сезоне вышеупомянутых монстров недели, которые безусловно отгребали от сейлор-компании, а сериал превращался в магическое мыло. И качество рисунка весьма плохое[7]. Но для русскоязычной части фендома он был весьма знаковым. До этого по ТВ уже показывали несколько аниме про девочек. Sailormoon выделялся не только тем, что был про магию, волшебство, борьбу с монстрами и возмездие во имя Луны. Ведь если Кэнди и Лулу были белыми девушками и действие происходило в Америке и Европе, то Усаги, Рей, Ами, Минако были японками, а события разворачивались в Японии. В первом случае зрителю было проще воспринимать происходящее, ведь раньше он уже где-то видел, слышал или читал подобное, но при знакомстве с прекрасными воительницами в матросках ему открывалась практически неизвестная доселе страна со своими обычаями, культурой, укладом жизни. В Sailormoon анимешники впервые увидели всё то, что нынче встречается почти во всех аниме: одноместные парты, школьный фестиваль, онигири, дзиндзя с мико, цундере, кудере, ZTR, залы с игровыми автоматами, поездки к морю и много чего ещё. Эффект усиливался суперпопулярностью самого сериала.
- Mahou Kishi Rayearth — cделано по манге творческого кружка CLAMP. Довольно необычная идея как для жанра — три школьницы перемещаются в другой мир и должны спасать принцессу от нависшей над ней опасности. Весьма проработанный альтернативный мир с множеством фэнтезийных элементов. махо-сёдзё с элементами РПГ. Так мог бы выглядеть Record of Lodoss War, если бы туда добавили девочек-волшебниц. В аниме довольно часто мелькает магендавид, что какбы намекает.
- Cardcaptor Sakura — ещё одна кламповая работа, довольно своеобразный представитель жанра. Обычная японская школьница из-за своего любопытства наделала неприятностей на свою задницу в виде вечноголодной и очень болтливой зверюшки, которая заставила девчонку собирать волшебные карты. Частенько карты доставляют неприятностей третьим лицам + за ними охотятся другие знатоки магии. Основная особенность — отсутствие хеншинов, из-за чего периодически возникают дебаты на предмет принадлежности этого произведения к описываемому жанру, хотя точки над и вроде бы давно расставлены. Сериал показывали только по украинскому ТВ, но с русским дубляжом. Считается вторым по известности аниме из рассматриваемого жанра.
- Pretty Cure — тоже весьма заметный представитель жанра. Началось в 2004 году и продолжается до сих пор. Снимает его та же студия, что когда-то снимала Sailormoon, поэтому его влияние здесь особенно заметно. Рецепт хорошенького лекарства[8] следующий: каждый год в начале февраля стартует новый сезон протяженностью в 50 серий с новыми волшебницами, новыми зверюшками и новыми приключениями, а после этого снимают полнометражку по мотивам прошедшего сезона. В первых двух сезонах были те же самые девочки (во втором к парочке олдфажных волшебниц присоединилась новенькая), в третьем уже другие, но внешне похожие на первых, а начиная с четвёртого, девочек начали менять как перчатки. К тому же на каждый новый сезон начали приглашать новых режиссёров и дизайнеров. С 2012 года начали снимать PreCure All Stars — полнометражки, где участвуют все героини предыдущих сезонов. Новый век диктует новые условия — в «Прекьюрах» девочки используют мобильники и планшеты для разных магических чудес, не забывая, однако и о старых добрых палках для битья, которые продолжают использовать по назначению (для боевых заклинаний). В среде фанатов махо-сёдзё эта франшиза популярна более чем Sailormoon — и это удивляет, особенно в свете того, что большинство меха-фагов до сих пор дрочат на 0079. Также иногда возникают малоинтересные срачи относительно того, какой сезон лучше.
- Mahou Shoujo Lyrical Nanoha — одно из популярнейших аниме своего жанра, известное тем, что главная героиня делает особую лирическую магию, а также неимоверным числом юрийного фанарта. Яркий пример боевого махо-сёдзё, тут мочилова даже больше, чем самой магии. Также довольно необычно выглядит сюжетный ход с тем, что потенциальный парень Нанохи сам превращается в волшебного зверька. А ещё на почве правильности перевода фильма по этой франшизе Джага разосрался с Холловом, но это уже совсем другая история.
- Mahou Shoujo Madoka Magica — аниме, главным образом известное своей дикококонструкцией жанра. Людям, далёким от аниме, будет трудно вникнуть в суть шумихи, поднявшейся вокруг этого тайтла. Про деконструкцию изначально говорили люди, разбиравшиеся в жанре и видевшие не один десяток релейтед тайтлов. Но ведь интернеты чуть более чем наполовину состоят из школоты, которая понятия не имеет ни о махо-сёдзё, ни в чем же заключается эта самая деконструкция. Проще говоря, «Деконструкция — новый мем ньюфагов». С одной стороны это позитивно отобразилось на жанре, потому что разные люди стали больше интересоваться им. Да и вообще эта вещь стала новой ступенью эволюции жанра. С другой же стороны это негативно повлияло на репутацию самого тайтла, но так всегда случается при подобных форсах. Также эту вещь иногда называют гаремом Кьюбея.
Вариации
Выше уже упоминалось о термине mahou shoujo exploitation, которым можно обозначить произведение, на первый взгляд не относящееся к жанру, но, тем не менее, заключающее в себе какие-то элементы, штампы, художественные приёмы, этому жанру присущие, и тогда сказать твёрдое «Нет!» уже не получается. Иногда используется смешивание жанров для достижения новых результатов. В других случаях происходит заимствование отдельных элементов, когда автор экспериментирует с уже существующими моделями и концепциями. Поэтому чётко определить принадлежность к конкретному жанру местами бывает сложно. На Педии, ТВ Тропах, в различных базах аниме творится неразбериха с жанровым определением, поэтому там часто ложат болт на прополку статей от якобы-релейтед тайтлов. Там это в основном касается разных мелких ОВА из девяностых, в которых девочки занимаются магией, в редких случаях имеют зверька или используют превращения.
Ещё один популярный вектор развития жанра — техномагия. Здесь уже достижения науки выступают на передний план, а чародейство воспринимается как нечто обычное и даже дополняющее эту самую науку. Характерные примеры — Strike Witches, Neptunia The Animation, Vividred Operation, Fantasista Doll.
Кроме техномагии стоит упомянуть о произведениях, где вместе с девочкой (или группой девочек) обитает некое существо, чьё поведение ну очень напоминает махосёдзийных волшебных зверей, но такие произведения и близко не подходят к рассматриваемому жанру, даже если там имеется какое-нибудь проявление магии. В разряд спорных они не попадают, а просто являются ещё одним примером mahou shoujo exploitation. Сюда можно отнести Kaleido Star, Kobato, Galaxy Angel.
В целом явление использования приёмов махо-сёдзё в других жанрах можно рассматривать как позитивное, ибо движение, как известно, это жизнь, и благодаря подобным экспериментам с жанрами мы получаем новые интересные вещи, а также новые поводы для жанрозадротства.
Ведьмочки
Совершенно отдельная категория девочек, юзающих магию, и она тоже требует отдельного описания. Вообще изначально в Японии был в ходу термин majokko, коим обозначали девочку-ведьму, но не злую, а красивую и приветливую. Где-то в восьмидесятых с появлением Момо и Мами сиё словцо начало понемногу забываться, а на смену ему пришли уже известные читателю mahou shoujo, поскольку сама концепция ведьм-милашек отошла на второй план. Но существенные различия между волшебницами и ведьмами всё же есть: ведьмочки заканчивают специальное ведьмацкое учебное заведение, летают на мётлах, наличие зверька не обязательно, практически отсутствуют хеншины (ведьмы зачастую просто переодеваются). Троперы выдумали отдельный термин cute witch и это правильно — нужно ведь отделить кавайных ведьмочек от злобных ведьм. И с няшковедьмами не всегда просто получается, тоже возникают споры о причислении ведьмочек к лику святых легиону девочек-волшебниц. Хотя какие тут могут быть споры, если прародителём жанра является аниме про кавайную ведьму? Некоторые примеры — Kiki's Delivery Service, Little Witch Academia, Sugar Sugar Rune, Tweeny Witches, Majimoji Rurumo, да и выше упоминавшиеся Strike Witches в какой-то мере тоже.
Хентай
Как известно, для правила 34 исключений не бывает. Существует отдельный контент с рейтингом 18+, объектом наслаждения которого являются наши горячо любимые девочки с волшебными абилками. Львиную его долю составляет фанатский ширпотреб от дрочеров с персонажами обычного махо-сёдзё, а другая часть — оригинальные работы со своими персонажами и кое-каким сюжетом. Творчеством по теме забиты все хентаесборники в интернете, буры и харды анимешников. Про качество говорить лишне, но любители передёрнуть затвор на Мадоку или Наноху обиженными не останутся. Оригинальные хентайные работы по махо-сёдзё выпускаются в виде манги, игр и видео на японском и найти их можно на тех же хентайных сайтах. В таких хентайных аниме волшебнице обычно приходится сражаться с каким-нибудь Злом и для повышения магической силы ей необходимо трахаться. Зло обязательно схватит её в свои лапы и отдерёт во все щели, но позже она сама одолеет Зло. Празднование хэппи-энда заканчивается опять-таки сексом, но уже с любимым парнем. Маскотов либо нет, либо представлены в виде феечек или ангелочков, чтоб ебать было удобнее.
Пародии
Рассматриваемый жанр давно и прочно укрепился среди себе подобных, а посему появление пародий на него было неминуемо. Делается всё это ради лулзов. Плюс к этому авторы могут высмеивать всю детскость и непосредственность, этому жанру присущую. Берётся героиня какого-нибудь левого аниме, из неё делают девочку-волшебницу[9], чтобы посмотреть как глупо она будет выглядеть в новом амплуа. Но зачастую зрителям нравятся подобные сюжетные ходы (пусть даже они никак на сам сюжет не влияют), потому что это даёт возможность расслабиться и просто посмеяться. Например, в одной из серий Clannad Томоя представил себе Кё в образе девочки-волшебницы, за что чуть не огрёб от неё. В School Days есть бонусная серия Magical Heart Kokoro-chan, в которой рассказывается о жизни сестрички главгероини в бытность её девочкой волшебницей. А вот отдельный сериал Fate/Kaleid Liner Prisma Illya является спин-оффом Fate/Stay Night и буквально глумится над ним, да и над самим жанром тоже. И про наших любимых Труську с Чулкой не забываем.
Другой популярный приём: персонаж аниме смотрит у себя по телеку аниме про девочку-волшебницу.
- В Sailormoon Усаги и Рей смотрят аниме Sailor V и играют в игру по его мотивам. Позже Сейлор Ви таки появляется в их команде[10].
- В телесериале Densha Otoko один парень увлекался просмотром аниме про девочку-волшебницу Мину. Позже таки сняли аниме Getsumen to Heiki Mina с той же героиней в главной роли.
- Magical Flame Kyoko из To Love Ru.
- Magical Powered Kanamin из To Aru Majutsu no Index.
- Stardust Witch Meruru из Ore no Imouto.
- Puru Puru Pururin из Welcome to the NHK.
Примечания
- ↑ Понятное дело, что вариантов намного больше, но для простоты представлены три основных варианта, да и спискота не есть что-то хорошее.
- ↑ Выполняет роль наставника
- ↑ Кое-кто тут умудряется рассмотреть фаллический символ, но дело совсем в другом — просто жезлом проще всего махать, выкрикивая заклинания
- ↑ Но не будем забывать, что это самое первое аниме жанра, а манга Himitsu no Akko-chan началась на год ранее
- ↑ На японском ТВ каждая новая серия аниме выходит раз в неделю
- ↑ Ничего странного здесь нет — снимались-то в одно время
- ↑ Японское экономическое чудо сменилось азиатским кризисом, который отразился на аниме
- ↑ Таков один из вариантов перевода названия
- ↑ По понятной причине чаще всего используют заимствования из Sailormoon
- ↑ Это оказывается Венера (Sailor Venus), к тому же V — это
вендетталатинская цифра 5, а Венера из всех сейлоров появляется пятой
Галерея
Косплей
См. также
- Уличная магия
- Это очень сильное колдунство
- Пляски с бубном
- Охота на ведьм
- Shakugan no Shana
- Charmed
- Winx
- W.I.T.C.H.