Участник:Chii-Sama/Староверы

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Chii-Sama приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 12.10.2014

Староверы (раскольники, старообрядцы) — поциэнты, страдающие ПГМ в гораздо более запущенной, чем общепринятая в этой стране форма, при этом отличающиеся категорическим неприятием всего нового и прогрессивного и искренней христианской братской любовью к своим братьям во Христе, а порой и вообще ко всему живому.

Содержание

История возникновения

Староверие как таковое появилось в XVII в. в результате авантюры, известной как Церковная реформа патриарха Никона. Началось всё с небольшого бурления говен по поводу неканоничности славянских богослужебных книг - сильно-де расходятся с греческими исходниками. Афонские монахи их немного пожгли у себя на Афоне, византийские высшие церковные чины по этому поводу немного понегодовали, и всё бы тем и кончилось, если бы не амбиции патриарха Никона, который спал и видел, как бы ему сделаться Вселенским Патриархом Константинопольским, и расширить опции этой формально бесполезной должности до таковых у ближайшего конкурента. Более того, своими идеями Никон умудрился промыть мозг царю Алексею Михайловичу, папаше небезызвестного Петра I, да так промыть, что тот, в свою очередь, всерьёз захотел воцариться в Константинополе, аки император римский. Третий Рим во все поля, ага.
Для осуществления задуманного нужно было всего ничего - решительно переписать все церковные книги в соответствии с общепринятыми первоисточниками, для чего и были выписаны: из Украины — монахи-хохлы-переписчики, уже имевшие опыт в таких вопросах по причине проведения у себя на родине аналогичной реформы под руководством тамошнего патриарха под лулзовым именем Пётр Могила; а из Италии - дешёвые копии этих самых источников (греческих богослужебных книг). Именно эти выписанные по причине, скорее всего, тотального нищебродства, итальянские копии и стали одной из причин будущего Раскола.

Факт, о котором обычно забывают (а зря): 1439 год, Флоренция; уже не зная, как допроситься помощи у западных государств в войне с турками, император Византии соглашается на объединение православной греческой и католической римской церквей. Собор проводится, и в 1453 году Константинополь захватывают турки. Для России, как последнего оплота православия, это было всё равно что знак свыше: Византию покарал Б-г за вероотступничество! На Руси должны сохраняться только проверенные временем христианские книги! И реформа Никона была воспринята не просто как реформа, но как попытка сокрушить православие и низвергнуть Русь в пучины язычества. Вот оно как.

Суть вопроса

Итак, что же собственно послужило искрой, из которой разгорелось пламя раскола? А собственно, вот:

  • Куча малозначимых и смехотворных с точки зрения человека нерелигиозного, но ставших предметом холивара для тогдашних ПГМнутых изменений, как то: слегка подредактирован Символ Веры, вместо «Ісус» (сокр. «Ic») стали писать «Іисус» (сокр. «Іис»).
  • Вместо двуперстия (как это выглядит, ты, Анонимус, по сей день можешь увидеть на этих ваших иконах) стали креститься трёхперстием, сложив пальцы «щепоткой».
  • Алсо, были отменены обязательные земные поклоны в церкви, вместо них было предписано кланяться в пояс, изменили направление крестного хода вокруг церкви на противоположное, в богослужении стали петь «Алилуйа» трижды (трегубая) взамен прежнего дважды (сугубая), заменили знаменное (в один голос) церковное пение на партесное (хор).
  • И прочие, менее значимые изменения, тысячи их! Для желающих провести забавные параллели — луркаем «Гулливера» с войной остроконечников и тупоконечников.

Как только вышеописанные изменения были приняты на собрании акционеров ЗАО РПЦ МП, а потом и потихоньку начали провозглашаться анафемы по отношению тех, кто с изменениям не согласился (а таких оказалось много, ибо пошли слухи, что новые книги-то неправильные, от лукавого), вот тут-то всё и заверте

Впрочем, всё вышесказанное — полная хуита, причины и предпосылки были ого-го какими. То, что было в Европе в 14-15 веках, повторилось в России несколькими столетиями позже: разброд и шатания в рядах священослужителей, отсутствие единства, подрыв авторитета власти церкви. О, конечно, это всё общие слова, но вот что они означали на практике:

  • Для ускорения церковной службы священники могли читать несколько молитв параллельно. Очень, блядь, остроумно, а главное — что это за церковь, где в одном углу читают за здравие, а в другом — за упокой? Какое нахрен уважение (не говоря о почтении) народа к церкви?
  • Церковный устав в монастырях нарушался так же, как некогда в Европе нарушался бенедиктианский устав: сожительство с женщинами, выпивки и вообще праздный образ жизни. Конечно, это не было так уж часто, но осадочек в обществе оставляло. И как, скажите на милость, народ склонится перед такой церковью?
  • Попробуй-ка бить 12 земных поклонов во время молитвы? До реформ это было абсолютной нормой, ибо «больше поклонов = больше уважения», и к тому же строго по числу апостолов. НО! Каждый день так делать — это ж пиздец надорваться можно! А если ты — пожилой человек или старик? Ну какие «мысли о Б-ге», если не уверен, разогнёшься ли?
  • Живая устная проповедь была отменена — нахрена попам надрываться перед чернью? А ведь из-за этого народные массы воспринимали церковь как оторванный от общества институт, а не как в Европе — старших братьев и пастырей. Как править-то, если тебя не уважают?
  • На международной арене Россия называла себя духовной преемницей Византии по части православия. Ладно, хуй с ним, что Византию на западе не очень-то любили, но de facto Русь унаследовала от Империи лишь форму, а не содержание: крестились 2 пальцами, а не 3; крестный ход совершали посолонь… Да, кажется, что это — мелочь. Но европейцу достаточно легко было увидеть в этом то, что русские — лишь язычники, прикрывающиеся маской христиан. Молятся — как будто солнцу, крестятся — как будто издеваются… Прибавь сюда уже в то время укоренившийся стереотип «диких азиатов» — и готово; при любом удобном случае европейские монархи могли бы с чистым сердцем отказать России в военной поддержке/браке/торговле. Это был большая политика.
  • Предыдущий пункт тем более осложнялся, что практика РПЦ того времени резко расходилась с практиками других восточных церквей — Антиохской и Сербской. То есть Россия подозрительно смахивала на один большой рассадник ереси. Кто вспомнил альбигойцев — молодец.

Так что предпосылки были реально серьёзными. И если в Европе в своё время потребовалась Инквизиция, то в России всё обошлось куда как мирно.

Раскол и раскольники

Несмотря на то, что старообрядчество поддержали многочисленные народные массы (по разным оценкам - от трети до половины тогдашнего населения этой страны), каким-то чудом удалось избежать скатывания в ад и пиздец, подобный Гуситским войнам в Европе. Беспорядки приняли локальный характер — всего-то делов: взяли штурмом взбунтовавшийся Соловецкий монастырь [1], да случились беспорядки в Москве [2], завершившиеся массовой казнью участников и зачинщиков [3]. После массовых репрессий, притеснений и ссылок к концу XVIII — началу XIX вв. староверы оказались ссаными тряпками изгнаны в разнообразные ебеня, в основном в Сибирь. Вот тут-то и начинается самая мякотка. Фактически, староверы пережили в это время раскол уже внутри своей староверской среды, разделившись сначала на поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь разделились ещё на over 9000 течений и сект разной степени ебанутости. Среди прочих отдельно стоит отметить такие течения, как:

  • Тюкальщики (душильщики, сократильщики) — считали, что к Б-гу в рай отправятся только те, кто принял лютую насильственную смерть, так что умирать от естественных причин среди них было нетруЪ. Собственно, тем и прославились, что выпиливали больных находящихся при смерти родных и близких, а иногда, just for lulz - ещё из здоровых, полных сил и желания жить единоверцев.
  • Хлысты — по мнению ряда исследователей, к староверам не относятся, а корни их секты усматривают ещё во времена Ивана Грозного. Тем не менее, основная активность приходится именно на время раскола, что как бы намекает. Знамениты своими религиозными обрядами — «радениями», которые включали, помимо всего прочего, песни, пляски нагишом, самобичевание (откуда, собственно и название - «хлысты»). По слухам, заканчивались радения массовыми оргиями. Проводились данные мероприятия с целью введения себя в экстаз, что трактовалось как «нисхождение Святого Духа». Ещё одна забавная деталь — почти каждая община почитала своего персонального духовного лидера воплощением Б-га на Земле, а его жену — Матушкой Богородицей. Алсо, именно из хлыстовской среды вышел одиозный Гришка Распутин.
    Также см. о них в статье «Сектанты».
  • Скопцы — в свою очередь, откололись от хлыстовства. Собственно, занимались самооскоплением, причём поэтапно. Лулзовая классификация этапов приближения к Б-гу через отрезание различных ненужных частей тела заслуживает того, чтобы быть приведённой здесь полностью:
  • Малое убеление, малая печать — собственно, оскопление, то есть отрезали яйца. Совсем.
  • Второе убеление, вторая печать — отрезание МПХ, оставалась только дырочка, чтобы ссать, в которую иногда вставляли железную трубочку, чтобы совсем не заросла. Проводилась чаще всего через некоторое время после первой стадии, так как те, кому отрезали всё и сразу, уж слишком часто этого не переживали.
  • Третья печать — удаление сосков. Уже бессмысленно, да?
  • Четвёртая печать — вырезали или выжигали на боку треугольник. Относительно смысла этого действа к единодушному выводу не могут придти даже учёные.
Проводились все эти операции, как можно догадаться в условии полнейшей антисанитарии (после «операции» раны обрабатывались салом, квасцами или медным купоросом, а то и вовсе калёным железом), и совсем не квалифицированными хирургами, так что последствия такого гуро могли быть весьма плачевны. Алсо, своим бабам скопцы отрезали сиськи, а также практиковали женское обрезание (удаление клитора и половых губ), что роднит их с другими религиозными фанатиками. Были нелюбимы как царской, так и советской властью, ибо по понятным причинам не выполняли демографическую политику, а только сманивали в свою секту всё новых и новых долбоёбов. Ныне по понятным причинам практически исчезли.
Также см. о них в статье «Сектанты».
  • Духоборы и молокане — духовно близкие течения старообрядчества, ничем особо лулзовым не выделявшиеся (ну разве что молокане причащались не вином, а молоком, откуда собственно и название). Строили коммунизм в пределах отдельно взятой своей общины, за что были люто нелюбимы и травимы царской властью. Не выдержав травли, свалили из сраной рашки за океан, где и поселились - духоборы в Канаде, молокане - в США и Мексике. В конце XX — начале XXI веков, как только был повержен проклятый совок и воцарилась демократия, духоборы и молокане потянулись обратно на историческую родину, и даже непонятно с какой радости получили от щедрот Единой России в собственность земли на своей исторической родине - на Дальнем Востоке и на Кавказе. Там и поныне тихо-мирно компактно проживают. Если быть точным, то духоборы живут в Южной Грузии, а молокане на севере Армении и на востоке опять же Грузии, в Кахетии, где много вина делают, да-да. Отличились тем, что не отправляют своих детей в школу, ибо боятся, что там их научат только греху, разврату, и прочему блуду. Доёбывает ли их по этому поводу «Служба опеки и попечительства» - анонимусу доподлинно неизвестно.
    Также см. о них в статье «Сектанты».

Алсо, можно упомнянуть о том, что ИПЦ некоторые ПГМнутые граждане совершенно несправедливо причисляют к старообрядцам, тогда как ИПЦ откололась от РПЦ в 20-х годах XX в. по результатам забега, с причинами и результатами которого можно ознакомиться на Педивикии в статье «Сергианство».

Персоналии

Патриарх Никон - для своего времени эффективный кризисный менеджер и отличный гендиректор РПЦ. Его детство пришлось на годы Смуты (родился в 1605); пережил смерть матери и почти всех своих братьев и сестёр. Ушёл в монастырь в 12 лет, где в 1643 кожозерские иноки и избрали его своим главой за строгость и непреклонность характера. Ну а в 1652 году пацан пришёл к успеху, став Патриархом Руси, и тогда всё заверте... Как и всякий эффективный кризисный менеджер, Никон провёл ребрендинг фирмы (сближение с древними идеалами, укрепление позиций "Москва - третий Рим"), повысил её привлекательность в глазах потребителя (поднятие престижа священнослужителя в глазах людей, повышение доступности услуг для конечного пользователя, сближение фирмы и потребителя) и привлёк внимание иностранных инвесторов (интеграция в международную систему, большая открытость и современность институтов). Просто няшка! Понимая, что противники будут возбухать, распланировал и провёл 2 собора: в 1652 - реформистский, в 1666-1667 - суд над реакционерами. Алсо, судил священников-раскольников по гражданским законам, чем доставил особо. Будучи эффективным кризисным менеджером, не только студил строго и беспощадно, но и легко прощал (правда, в обмен на отказ отречься от старого и примкнуть к идеям реформистов) и грамотно пользовался этим ореолом.

Протопоп Аввакум — суровый деятель старообрядчества родом из поволжской глубинки. Выходец из семьи священника, священником же и стал. Уже в молодости отличался лютым религиозным фанатизмом: так, чтобы отогнать греховные мысли, которые ему навеяла пришедшая исповедаться блудница, подпалил свою правую руку пламенем от свечей. Жить в строгости и христианском благочестии призывал и свою паству, за что неоднократно огребал как от простых прихожан - («среди улицы били батожьем и топтали» его и грозились совсем убить «вора, бл…на сына, да и тело собакам в ров бросить»), так и от бояр, которых невозбранно троллил, отказывая в благословении. Во время Никонианской реформы решительно выступил против нововведений, за что огрёб уже от властей: дважды был отправлен в ссылку в сибирские ебеня, причём между ссылками умудрялся быть в почёте у царя и жить припеваючи на Монастырском Подворье в Кремле. Но снова взялся проповедовать против нововведений, чем всех уже окончательно доебал и вместе с соратниками был сослан в Пустозёрск, где просидел в земляной тюрьме 14 лет на хлебе и воде, умудряясь даже оттуда публиковать свои опусы. Очередное его письмо к царю, вызвало у последнего немалый баттхёрт, и царь приказал еретика сжечь в срубе, за что, собственно, протопоп Аввакум и почитается у старообрядцев «священномучеником и исповедником». Замечен в использовании фразы "чем дольше ты нас мучиши, тем больше тебя любим" - в письме из Пустозерского подземеля, где отсидел 15 (!) лет. Доставляет его автобиография, написанная на живом русском языке XVII века, ознакомиться с которой можно тут.

Феодосия Морозова, ака "боярыня Морозова" - сферический олдскул-ПГМ в вакууме. После смерти мужа обустроила свой боярский дом по монастырскому типу, по церковным и келейным правилам. Держала в доме нищих, юродивых, сирот. Встречала Аввакума из ссылки и открыто привечала его, хотя знала (через свою сестру Евдокию и её мужа Петра Урусова), чем это может кончится. Итог закономерен: к ней пришли добрые братья во Христе и после непродолжительной беседы (состоявшей из одного вопроса: "како крестишься и как молитву творишь?") сдали дамочку в монастырь. Алсо, для народа Морозова стала мученицей за веру; когда её навещали в келье, она повторяла слова Аввакума: "Мучьтесь за Христа хорошенько, не оглядывайтесь назад". Ни её, ни сестру не сломили ни пытки на Ямском дворе, ни заключение в карцерных условиях с пайком 3 сухаря в день (+ огурец, если стрельцы подбросят), ни отсутствие вообще каких бы то ни было вещей. Умерла через день после своей сестры, в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года. А как страдал за свою веру ты, мой православный друг?

Агафья Лыкова — последняя из рода староверов-беспоповцев Лыковых. Меметична тем, что ведёт отшельнический образ жизни в тайге в предгорьях Саян. Известность приобрела с 1982 года, после публикаций журналиста Василия Пескова. С лёгкой руки журналистов телеканала НТВ получила звание «первого дауншифтера России», что свидетельствует разве что о клиническом долбоебизме оных журналистов. Жива и по сей день.

Образ в массовой культуре и значимость™

Со временем староверы тихо-мирно расселились где-то там в Сибири (так же набижали в Речь Посполиту, поэтому в Литвашке до коммунистов большинство рюзьке были староверами), кое-как наладили компромиссные отношения с властью и стали жить-поживать, да добра наживать. В итоге, у наименее ПГМнутой части населения староверы ассоциируются с типичным сибирским мужиком, а у наиболее ПГМнутой — всё так же, как и в XVII в. — с Б-гомерзким еретиком. В реальности представляют собой нечто среднее между тем и другим.
В массовой культуре:

Книги:
  • «В лесах» и «На горах» — тяжеловесная (не всякий анонимус осилит) дилогия Мельникова-Печёрского, описывающая быт и нравы староверов XIX века.
  • «Хмель», «Конь Рыжий» и «Черный тополь» — трилогия Алексея Черкасова. Снова быт и нравы староверов, на этот раз - в бурные революционные годы.
Фильмы
  • «Охота на пиранью» — российский говнобоевичок. Отличился тем, что присутствуют староверы в качестве подручных главзлодея-олигарха, которого оные почитают «барином» и помогают ему just for lulz охотиться на туристов в тайге. Сцены с участием староверов доставляют тем, что являются воплощением как всех клюквенных стереотипов о русских (водка-медведи-балалайка), так и стереотипов о суровых староверах.


Алсо, старообрядчество можно использовать как инструмент для троллинга ПГМнутых. Как только поцыэнт начинает утверждать, какое православие миролюбивое, не то что католическая инквизиция, которая пожгла миллионы невинных людей (а такой аргумент у них встречается довольно часто), мягко и ненавязчиво напомните ему про массовые казни и притеснение старообрядцев (и не только их). Особенно приветствуется упоминание эпизода с сожжением Аввакума. Большинство ПГМнутых испытают когнитивный диссонанс, переходящий в баттхёрт и ЯРОСТЬ!!!111, остальные начнут отплёвываться заранее подготовленными аргументами - тут вам и правила демагога в руки.