Участник:Снуб/Туманность Андромеды

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Снуб приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 12.05.2014
«

Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше — каждый мыслящий человек.

»
— Герберт Уэллс
«

И еще книги все время читал, всем хорошим в себе им обязан. Самая, конечно, любимая – это «Туманность Андромеды». Очень на меня большое влияние имела. Представляете, железная звезда… И на черной-черной планете стоит радостный советский звездолет с бассейном, вокруг пятно голубого цвета, и где этот свет кончается – враждебная жизнь. Но она света боится и может только таиться во тьме. Медузы какие-то, это я не понял, и еще черный крест – тут, по-моему, на церковников намек.

»
Виктор Олегыч о сабже.

Туманность Андромеды — спиральная галактика w:М31 в созвездии Андромеды, ближайшая к нам из больших галактик и самый удалённый объект, видимый невооруженным глазом. А еще винрарная олдовая книжка (1957 г.) советского писателя Ивана Ефремова, наше всё в жанре НФ, предмет культа отечественных твердоблядей, знаковое явление в совковой фантастике, поделившее её на до и после. А также унылый недофильм 1967 года по ней.

Содержание

Сюжет

«

Океан - прозрачный, сияющий, не загрязняемый более отбросами, очищенный от хищных акул, ядовитых рыб, моллюсков и опасных медуз, как очищена жизнь современного человека от злобы и страха прежних веков. Но где-то в необъятных просторах океана есть тайные уголки, в которых прорастают уцелевшие семена вредной жизни, и только бдительности истребительных отрядов мы обязаны безопасностью и чистотой океанских вод. Разве не так же в прозрачной юной душе вдруг вырастают злобное упорство, самоуверенность кретина, эгоизм животного? Тогда, если человек не подчиняется авторитету общества, направленного к мудрости и добру, а руководится своим случайным честолюбием и личными страстями, мужество обращается в зверство, творчество - в жестокую хитрость, а преданность и самопожертвование становятся оплотом тирании, жестокой эксплуатации и надругательства...

»
— Собственно основная мысль
Суть

Сраная коммунистическая утопия о том как славно будет жить в светлом коммунистическом будущем через пару тысяч лет — по мнению тех, кто неосилил. На самом деле коммунизм в романе вскользь упоминается от силы раза три, что даже странно для литературного произведения той поры, написанного в таком скользком жанре, поскольку бытует мнение, что советская фантастика, повествующая о будущих временах, если она хотела быть изданной, то должна была иметь сверхзадачу продемонстрировать неизбежную и окончательную победу марксизма-ленинизма над разлагающимся капитализмом. В сабже хотя и оговорено, что мир вошел в эпоху счастья и процветания после глобального торжества коммунистических идей, однако по крайней мере золотых статуй Ленина, в отличии от некоторых, Ефремов в своих произведениях не возводил. Вообще по относительной внутренней хронологии сабжа эпоха борьбы идеологий и революций отстоит далеко, очень далеко от времени действия самого романа, а мировоззрение Ефремова гораздо ширше и всеобъемлемее чем у всех коммунистических теоретиков вместе взятых. Мир «Туманности» — бесклассовый, бессистемный, беспартийный, с единственной господствующей идеей самосовершенствования человека и взаимного служения индивида интересам общества, и общества — интересам индивида. Обыкновенная абстрактная утопическая хуита, вяло форсящаяся еще со времен Мора и Кампанеллы.

Казалось бы, причем тут РПЦ?…

Собственно действие в романе разделено на две параллельные сюжетные линии, сливающиеся в конце. Первая описывает события 37-й звёздной экспедиции звездолёта «Тантра», отправленного для установления причины молчания цивилизации Зирды. Оказалась, что обитатели оной планеты полностью прекратили свое существование как вид задолго до прибытия «Тантры». Скорее всего доэкспериментировались. Печально. Но еще более печальным было то, что второй корабль экспедиции, «Альграб», который должен был доставить запас топлива, необходимый для возвращения на Землю, не прилетел, и скорее всего сгинул где-то в чёрных безднах межзвездного пространства. Поэтому командир экспедиции Эрг Ноор решил срезать путь к Земле через неисследованную область пространства, и всё было бы хорошо, если бы внезапно в этой области не оказалась невидимая Железная Звезда, захватившая «Тантру» своей гравитацией. К счастью, у Звезды обнаружилась планета, а на ней — о, чудо! — нашелся давно пропавший звездолет «Парус», в загашниках которого оказалось достаточно анамезона для возвращения «Тантры» домой. Также выяснилось, что Планета Тьмы кишит злобными тварями, охочими до человеческой плоти, а еще наши герои обнаружили неизвестный науке инопланетный корабль, очень древний, который они из чистого любопытства попытались вскрыть. Получилось как это обычно бывает, были жертвы. По субъективному мнению анонимуса — лучшая часть книги. Минимум утопичности, максимум экшна, такая-то атмосфера, вызывающая в памяти лучшие моменты из этого ихнего «Чужого» и «Прометея».

В остальной книге описывается новый дивный мир, и люди, его населяющие. По ходу повествования они путешествуют, развлекаются, устраивают рискованные эксперименты, танцуют эротические танцы в неглиже, жамкаются в море, ждут «Тантру». Подспудно в текст вплетаются философские рассуждения на тему какой прекрасный мир сообща могут построить человеки всей Земли, если перестанут быть такими индивидуалистичными говнюками, какие они есть сейчас, то есть в Эру Разобщенного Мира. Олсо, основной лейтмотив сабжа — преображение человечества наступает не столько вследствие установления классовой справедливости (как было принято считать до того), сколько благодаря воспитанию.

Особенности

  • Характерный стиль писанины, отличающий ее от прочей советской фантастики и тем более от забугорной сай-фай, это туева хуча матана в тексте. Все фантастические допущения в книге жестко укладываются в современную Ефремову научную картину мира и не противоречат законам природы. То есть, никаких ворп-двигателей или подпространственных туннелей. Звездолеты летают строго с досветовой скоростью, а их экипажи наслаждаются прелестями релятивистского замедления времени. Зато если ты, анончик, читая про межзвездные путешествия, всегда бугуртишь от того, что автор крайне скупо описывает принципы работы двигателя корабля или создания искусственной гравитации, то «Туманность Андромеды» наверняка придется тебе по нраву. Само собой, книга требует некоторого изначального уровня знаний в разных областях, поэтому сабж можно использовать в качестве детектора быдла.
  • Незабываемый стиль общения персонажей, выражающих сложные чувства простыми предложениями с использованием научной лексики. Это дало повод некоторым посчитать героев Ефремова холодными безэмоциональными биороботами. Антоныч парирует:

Когда я пишу своих героев, я убеждён, что эти люди — продукт совершенно другого общества. Их горе — не наше горе, их радости — не наши радости. Следовательно, они могут в чём-то показаться непонятными, странными, неестественными... В данном случае я говорю о принципе, о подходе, о специфике. Если герои в чём-то кажутся искусственными, схематическими, абстрактными, в этом, наверное, сказались недостатки писательского мастерства. Но принцип правилен.

  • Имена персонажей, на первый взгляд состоящие из рандомных благозвучных слогов, на самом деле в большинстве случаев имеют смысловую нагрузку и каким-либо образом характеризуют персонажа. Эрг Ноор — Титан Мысли, от древнегреческих слов эрг (ἔργον — работа) и ноос (νοῦς — мысль, разум); Низа Крит — эллинское имя Νυ̃σα, означающее «дающая жизнь», Крит — отсылка к любимой Ефремовым Крито-Микенской цивилизации; Дар Ветер — дар ветра; и т. д.
  • Используемое в романе в качестве топлива вещество анамезон само по себе стало мемом и обросло бугуртами и срачами.

Галерея поехавших иллюстраторов

Примечательно, что советские иллюстраторы, обычно рисовавшие вполне адекватные иллюстрации для других книг, в случае с сабжем в потугах передать захлествывающий поток ефремовской мысли выдавали удивительные мэдскиллзы:

 
Эрг Ноор попытался погладить НЁХ, а она ему недалась

Эрг Ноор попытался погладить НЁХ, а она ему недалась

Веда Конг френдзонит Дара Ветера

Веда Конг френдзонит Дара Ветера

Обретение коня на дне морском

Обретение коня на дне морском

Танец пламенных чаш жи

Танец пламенных чаш жи

Мвен Мас изобретает Портал

Мвен Мас изобретает Портал

Вероятно заседание Совета Звездоплавания, а вообще хуй знает что

Вероятно заседание Совета Звездоплавания, а вообще хуй знает что

Далее несколько доставляющих иллюстраций А. Басса. Моар [http://fantlab.ru/edition16648 тут
]

Далее несколько доставляющих иллюстраций А. Басса. Моар тут

Bass2.jpg

 

Bass3.jpg

 

Bass4.jpg

 

Сиквелы

Позже Антоныч написал еще два произведения, имеющие с сабжем только общий сеттинг. Хронологически действие в них происходит позже «Туманности Андромеды».

  • «Сердце Змеи» — повесть, в которой Ефремов глумится над типичной западной спейс-оперой и параллельно стебётся над популярной в то время концепцией кремниевой жизни.
  • «Час быка» — антиутопия, продукт фрустрации автора из-за наблюдаемого им начала скатывания совка в говно. Хрущевская оттепель закончилась, романтический коммунистический энтузиазм повыветрился, прежние идеалы превратились в демагогию, оформилась номенклатура, а светлое будущеетм поблекло и стало отдаляться с нарастающим ускорением. Тёмных красок этой мрачной картине добавляла деградация социалистических идей в других странах соцлагеря. Несмотря на то, что в «Часе Быка» Ефремов формально критиковал загнивающих западных капиталистов и маоистских еретиков[1], на самом деле он написал книгу-предостережение для советской системы. И в отличие от сисек эту фишку цензоры просекли и книжку запретили.

Значение

b
Над чем смеялся Джордж Лукас.

Вспомни, анон, хотя бы 3-5 писателей фантастов того же времени, то есть 40-50-х годов? Что, неужели не получается? Или, может, в СССР фантастики не было?

Конечно, была. Вот только пейсали её люди, повёрнутые на классовой борьбе чуть менее чем полностью, отчего все произведения тех лет были наполнены торжеством советского оружия (на худой конец — техники) над окончательно загнившим западом. Такие «книги» было практически невозможно читать, но Партию устраивали именно они. А особой альтернативы и не было, разве что «Гиперболоид инженера Гарина» или «Аэлита», написанные ещё в 1920-х. На этом фоне лишённое йаростной борьбы и беспощадной совковой пропаганды произведение Ефремова заслуженно тянуло на EPIC WIN. Книгу издавали и переиздавали 20 раз — ни с чем не сравнимая цифра! Для современников роман стал бомбой, разорвавшей все шаблоны о том, «как должна выглядеть советская литература». Влияние сабжа на советскую и раннероссийскую фантастику во многом было определяющим. Бытует мнение, что Мир Полудня братья АБС запилили под впечатлением «Туманности». Да и мир Геометров Пейсателья может быть воспринят как пародия на мир Великого Кольца. Сами АБС никогда не скрывали своё вдохновение Мирами Великого Кольца; что же до Пейсателя — то его любовь обосрать кого-нибудь ради красного словца, известна давно.
Но даже сейчас на /sf/ нет-нет да и появится тредик, посвященный «Туманности», и сопровождаемый непременным срачем.

Также есть легенда (придуманная Быковым [1]) что Лукас якобы назвал своего Дарта Вейдера в честь ефремовского Дара Ветера, чтобы потроллить совков.

Кое-что об авторе

Иван Антоныч — не только писатель книг руками, но прежде всего ученый-палеонтолог с мировым именем, философ, йог-теоретик и английский шпион[2]. Детство его пришлось на Революцию, мать-шлюха бросила сначала его отца, а потом и его самого на попечение тётки, которая вскоре предательски приняла ислам и оставила Ефремова одного. Затем его подобрали суровые красноармейцы и взяли с собой на фронт, беляков бить. С младых ногтей ему пришлось работать, чтобы не сдохнуть с голоду, причем он не пиццу развозил, а ебашил как папа Карло на разгрузке вагонов и барж. Как после всего этого он сумел сохранить столь непонятный битарду оптимизм и веру в доброе человеческое начало, хуй знает. Каким-то образом он еще успевал учиться и получил отличное высшее образование. А чего добился ты? Во время палеонтологической экспедиции в Монголию открыл большие «кладбища динозавров», одного из которых назвали в его честь. По мотивам своих экспедиций зафорсил мем про Олгой-Хорхоя, существующий до сих пор. И именно там, среди песков Гоби и костей драконов, автора и посетила мысль создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад.

Ефремов и йога

Задолго до взрыва интереса к йоге в позднем Совке в 1980-х, Ефремов еще во времена своих азиатских экспедиций начал обмазываться индуистско-буддийскими философскими учениями и практиками, и в своем творчестве эти идеи всячески популяризовал. Кэп напоминает, что собственно название звездолета Тантра неиллюзорно символизирует же. А роман «Лезвие бритвы» (1963) состоит из йоги чуть менее чем полностью. Алсо есть мнение что именно эта книга подстегнула массовый интерес в Союзе к йоге, гипнозу, телепатии и прочей эзотерической хрени, а у Ефремова появились хомячки, воспринимавшие его в буквальном смысле как гуру.

Но строго говоря, не один Ефремов в те годы пропагандировал йогу на фоне астропланов — к примеру, у того же Казанцева в «Фаэтах» данное искусство завозят диким индусам мариане (тащем-та, обыкновенные носолобые прилетяне с Марса), равно как и культ многорукой Кали.

Ефремов и сиськи

Да, Иван Антонович примечателен ещё и тем, что протаскивал в свои книги элементы эротики, совершенно никакие по нынешним меркам, но впечатляющие — по советским. Но на самом деле, это сложный вопрос. Прона в книгах Ивана Антоновича вы не найдете, даже самого лёгкого[2], тема половой ебли у него лишь обозначается, приветствуется, но почти не раскрывается. А вот голого тела бывает много, очень много. Сам И. А. назвал это в книге «Таис Афинская» красивым словом «гимнофилия» — любовь к наготе. Многие натуристы считают, что Иван Антонович был тайным сторонником их идеологии, а ведь у них считается, что наготу надо воспринимать вовсе вне эротического контекста. Как же это пропускала ханжеская советская цензура? Вероятно дело в том, что Антонович возводил вокруг эротических элементов такие философские и художественные дебри, что цензор отчаивался увидеть тут какой-то смысл и пропускал эпизод. А вот пытливый советский школьник искал и находил.

Сиськота
 
А ведь эти книги рекомендовали «для старшего школьного возраста».

А ведь эти книги рекомендовали «для старшего школьного возраста».

TAndromedy3.jpg

 

TAndromedy5.jpg

 

TAndromedy6.jpg

 

TAndromedy7.jpg

 

Чара Нанди из немецкого издания

Чара Нанди из немецкого издания

Краснокожая дочь Эпсилона Тукана

Краснокожая дочь Эпсилона Тукана

Танцующая Олла Дез (Час Быка)

Танцующая Олла Дез (Час Быка)

TAndromedy8.jpg

 

TAndromedy9.jpg

 

TAndromedy10.jpg

 

TAndromedy11.jpg

 

иллюстрация к тому самому эпизоду про съемки порнофильма в храме («Лезвие бритвы»)

иллюстрация к тому самому эпизоду про съемки порнофильма в храме («Лезвие бритвы»)

та же сцена с другого ракурса

та же сцена с другого ракурса

См. также

Ссылки

Примечания

  1. аццкая смесь «гангстерского капитализма» и «муравьиного социализма» на которой было замешано тормасианское общество по тем временам казалась бредом, но, глядя на современный Китай, кажется поразительным пророчеством
  2. несмотря на то, что одна из героинь «Лезвия» таки натуральная порноактрисса