Участник:Рамирес Ричард/Дуэль
Материал из Lurkmore
Эта статья находится на доработке. Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Рамирес Ричард приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может Модераторам: выпустить Дата последней правки страницы: 18.05.2014 |
Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — Рубилово двоих, как правило, аристократов, целью которого является деление одного из них на ноль. Изначально - обидчика. Алсо, сабж может быть в словесной форме, но это уже совсем другая история.
Содержание |
Этимология слова, если интересно
Само слово "дуэль" происходит от латинского "duellum", архаичной формы "bellum", которое в средневековой латыни означало "судебный поединок" — хотя позднее дуэлью почти всегда именовали поединок внесудебный, незаконный, а потому тайный. Трудно сказать, были ли дуэли в просвещенных античных Греции и Риме, но они, безусловно, практиковались у викингов, галлов и германцев: в виде "судебных" поединков на мечах, секирах или простых дубинах — на квадратной арене, огороженной канатами.
Истоки
Имеют место две версии.
Версия №1:
Сначала был поединок (у викингов, галлов и германцев). И поединок был судебным. А заключался он в следующем. Драться мог кто угодно, да с кем хочешь, в не зависимости от пола, возраста, социального статуса и иже с ними. Допускалось применение абсолютно любого вида оружия и каких-угодно силовых приёмов из арсенала уличной драки. Бой проходил на квадратной арене обтянутой канатами, аки в боксе. Убивать оппонента было вовсе не обязательно. Достаточно лишь обозначить победу (отнять оружие, сбить врага с ног и т.д.). Разрешение на данное мероприятие давал король лично. Последний ещё и играл роль арбитра. Суть в том, что Б-г якобы наказывал виновного и спасал невиновного соответственно. Алсо, такое шоу воспринималось в те времена не как праздник садизма ака гладиаторские бои, а скорее как торжественная церемония. Кстати, судебный поединок в дальнейшем стал моральной канвой дуэли как таковой. Подробнее сюда http://www.pravda.ru/society/10-07-2010/1039658-duel-0/.
Версия №2:
Военные состязания рыцарей в Западной Европе, проводившиеся предположительно со второй половины XI века. Основателем турнира принято считать Жоффруа де Прейли. Он написал правила для первых турниров. Весьма забавляет факт, что сей перс был убит на именно таком турнире, для которого сам же придумал правила. Турниры обычно устраивались либо королём либо баронами, либо другими чинными шишками по самым торжественным случаям вроде рождения наследников, заключения мира, победы в войне etc и проходили публично. Туда прискакивали рыцари со всех концов Европы.
Собственно дуэль
Сформировавшееся на основе рыцарства дворянское сословие породило свои сословные представления о чести и достоинстве, присущих любому дворянину от рождения и, соответственно, о том, что посягательство на честь дворянина в форме оскорбления словом или действием требует непременного воздаяния, в противном случае оскорблённый считается обесчещенным. Другой особенностью европейского дворянского менталитета стало представление о неких присущих дворянину по праву рождения привилегиях, на которые не вправе посягать никто, даже сюзерен (король или иной правитель), в частности, право на ношение оружия. Сочетание представлений о чести и необходимости её защиты с постоянным наличием оружия естественным образом вызвало к жизни практику немедленного разрешения личных конфликтов путём поединка, в организацию и проведение которого дворянин не считал необходимым вовлекать сюзерена, суд или государственные службы. Дуэль как форма выяснения отношений и способ призвать обидчика к ответу за оскорбление появилась около XIV века в Италии. Именно там у молодых дворян-горожан вошло в обычай превращать конфликт в повод для поединка. Для такого поединка противники обычно уходили в какое-либо глухое место, где дрались имеющимся при себе оружием, игнорируя все условности, из-за чего самочинные дуэли (в противовес официальным судебным поединкам) получили первоначально наименование «бой в кустах» (ит. «bataille àla mazza») или «схватка зверей» (ит. «bataille en bestes brutes»). В отличие от официальных боёв по судебному предписанию «бой в кустах» обычно происходил «как есть», на том оружии, которое постоянно носили с собой, то есть на шпаге и кинжале, и без доспехов, которые, естественно, в повседневной жизни никто не носил. Можно отметить, что для итальянской знати «бои в кустах» стали, в определённой мере, прогрессивным новшеством. Если ранее аристократы нередко решали вопросы чести путём организации нападений на отдельных лиц, дома или имения противников целыми отрядами, то теперь, по крайней мере, уменьшилось число вовлекаемых в конфликт людей и, соответственно, число пострадавших.
Дуэльный кодекс
Некий свод негласных правил, определяющих всё что связано с дуэлью. Во Франции дуэльный кодекс был впервые опубликован графом де Шатовильяром в 1836 году. В конце XIX века общепризнанным для Европы стал изданный в 1879 году дуэльный кодекс графа Верже.[1] Как то, так и другое издание фиксируют практику дуэлей соответствующего времени. В России известен изданный в 1912 году дуэльный кодекс Дурасова. Все опубликованные варианты дуэльного кодекса представляли собой не регламентирующие официальные документы, а сформированные знатоками наборы рекомендаций. Дуэльный кодекс всегда был общеизвестен в дворянской и офицерской среде (а также в пределах других сообществ, где применялась дуэль). Далее в этом разделе описание дуэли ведётся согласно дуэльному кодексу Дурасова, который представляет собой обобщение дуэльного опыта России и позднейших французских дуэльных кодексов.
В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы, в частности:
- Дуэль может и должна происходить только между равными.
- Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
- Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
- Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
- Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
- Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
- При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.
- При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.
- Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
- Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.
— В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912.
Лишь по мере того, как дворянство начинает приходить в упадок, возникают попытки кодифицировать дуэльные нормы (известен опубликованный в дореволюционной России дуэльный кодекс В. Дурасова, выдержка из которого приведена выше), хотя и в этом случае ни один из опубликованных дуэльных кодексов не носил обязательной силы, а был лишь «рекомендацией».
Известные дуэли
[]