Участник:Матершинник/Государь

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Матершинник приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 12.11.2015
«

Цель оправдывает средства

»
— Фраза, которой в этой книге нет и никогда не было.

Государь — эпическая книга простого итальянского историка, писателя, философа и неймфага Никколо Макиавелли, в которой он в популярной форме разъясняет простому анонимусу основы политики, военного дела и управления государством.

Содержание

Немного истории

«Государь» написан в начале XVI века в Италии, в условиях треша, угара и содомии, продолжавшихся аж до середины XIX века. Надо понимать, что в таких условиях правителю особенно важно быть в курсе любых, даже самых сложных и коварных интриг и подковёрной борьбы, что, наложило свой отпечаток на содержание книги. Книга была написана в дар Лоренцо Ди Медичи(внуку Того Самого Лоренцо Медичи).

Идеи

Макиавелли, в отличие от средневековых христианских философов, отрицал влияние судьбы и Бога на жизни людей, и был одним из основоположников реализма в истории и политике. Вдохновлялся он античными авторами, в первую очередь Ксенофонтом. Надо заметить, что основная мысль Макиавелли — надо быть предельно прагматичным, но просвещённым и эффективным правителем, а отнюдь не безжалостным тираном, как думает большинство о идеях Макиавелли.

Социальная и экономическая политика

Макиавелли был известен знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ!». Он отлично понимал уровень духовных запросов 95% населения, и справедливо заметил, что они будут вполне покорны, если государь обеспечит им спокойную жизнь, не будет лишать их имущества и женщин и будет устраивать им на потеху ярмарки и балаганы. Во времена Макиавелли не было Зомбоящика и общества потребления, но живи он сейчас, по достоинству оценил бы их влияние на массы. Также Макиавелли справедливо считал, что следует не жалеть денег при приходе к власти, но следует быть намного более осторожным с ними, когда власть уже захвачена. Он был противником напрасной траты денег. Однако, Макиавелли думал, что если государь является скупым, то он умеет довольствоваться малым и не обложит народ тяжёлой данью во время войн и кризисов.

Типы властей

Макиавелли делит типы управления страной на два типа: «вертикаль власти», когда вся страна подчинена одному человеку, а люди, исполняющие его волю — не более чем слуги, и другой, когда власть распределена среди своих, а лидеру достаётся меньшая доля власти. Основные плюсы и минусы — первый тип государства более устойчив, легче сплочается против внешнего врага, но в случае полного поражения легче подчиняется врагу и сложнее восстановить независимость. Второй тип — наоборот, такому сложнее объединиться, и такое государство легче победить, так как противник может договориться с недовольными из числа власть предержащих, как, например, было с Российской Империей во время ПМВ, но, одновременно, такое государство сложнее удержать за собой после победы, из-за большого количества бывших представителей элиты, помнивших времена независимости, и желающих восстановить свою власть. В качестве первого примера Макиавелли приводит авторитарную Турцию, где власть всецело принадлежала султану, а в качестве второго — феодальную Францию.

Контроль над приобретёнными территориями

Макиавелли выделяет два типа захваченных территорий — те, что уже принадлежали государству, и захваченные впервые. Разница состоит в том, что первые удержать за собой проще, чем вторые, так как последние привыкли к независимости, и с трудом забудут её. Самое главное — то, что во времена автора называлось «пресечь правящую династию», а во все времена — полностью уничтожить предыдущий режим, как немцы в ВМВ на оккупированных территориях уничтожали коммунистов и демократов, а Союзники — нацистов и эсэсовцев. Важная вещь — создать колонии из своих людей на оккупированных территориях, чтобы контролировать с их помощью земли и постепенно превращать их в свои, за счёт заселения их титульной нацией. Ещё одним элементом в контроле, а также любом противостоянии с другой является опора на пятую колонну в среде правящих классов врага, например, в захваченном полисе создать олигархию из бывших представителей оппозиции, зависимых от нас. Самый же надёжный способ овладеть городом — разрушить его, как поступали неоднократно римляне, например, истребив даков и разрушив Карфаген, а из более близких примеров — американцы и англичане, истребившие аборигенов Америки и Австралии.

Разделяй и властвуй

Этот древний принцип является важным в философии Макиавелли, однако он был противником безоглядного его применения — он считал, что невыгодно устраивать расколы между гражданами своей страны, ибо это нарушает стабильность и делает страну уязвимой для внешних угроз, но считал важным использовать это против чужаков — так, например, при создании оккупационного правительства, надо опираться на тех, кто был противником прошлой власти, но при этом не потворствовать им, не допуская прихода к власти сильных правителей.

Новые правители

Главное разделение — на тех, кто добился власти своими силами, и чужой милостью. Первым, очевидно, труднее добиться власти, но им и легче её удержать — ведь уже собрана команда преданных людей, есть авторитет и опыт, наконец, такой правитель уже успел внушить всем уважение. Тем же, кто пришёл к власти чужой милостью, сложнее её удержать — нет опыта, он внушает всем меньше почтения. третий — тип — те, кого автор лаконично именует «те, кто добился власти злодеяниями».

О репрессиях, милосердии и жестокости

Несмотря, что большинство малообразованных людей при словах «макиавеллиевский правитель» представляет себе кровожадного тирана, это не так. Макиавелли был сторонником максимального прагматизма, и хотя и был имморалистом, но был также и противником излишней жесткости. Он оправдывал жестокость в пределах необходимого, ибо покарав небольшое число виновников, государь может предотвратить крупные смуты, которые могут унести намного больше невинных жизней, чем небольшие репрессии. Главное — проводить их в начале правления, а потом переходить на более спокойный режим, для того, чтобы не вызвать ненависти.

Страх и любовь

Вопреки распространённому мнению, Макиавелли не говорил «Лучше, чтобы боялись, нежели любили». Он советовал внушать одновременно страх и любовь у подданных. Однако, поскольку это сложно, то безопаснее, по мнению Макиавелли, внушать страх, одновременно избегая ненависти. Это сложно, но необходимо. Для этого следует быть в первую очередь не добрым и не злым, а прагматичным — не устраивать излишних расправ, не накладывать руки на женщин и имущество подданных, и тогда они, даже если не любят тебя, вряд ли восстанут, придерживаясь принципа «моя хата с краю», и боясь наказания, одновременно не испытывая к государю такой ненависти, которая побудила бы их рисковать жизнью в борьбе с властью. Последний фактор никогда не следует недооценивать. Сам Макиавелли даже утверждал, что любые крепости бесполезны, если народ против государя. Для внушения страха следует расправляться с врагами, но делать это хоть и безжалостно, но умеренно, и делать апогей в начале своего правления, а не в конце — как Гитлер устроил в самом начале «Ночь длинных ножей» и его оппозиция долго не беспокоила (зато в 44-м побеспокоила на все сто, ибо недорезал), а Сталин начал репрессии в середине и конце своего правления, чем сильно затруднил себе правление.

Военное дело

Итак, государь не должен иметь других мыслей и забот, не должен упражняться в ином искусстве, кроме военного дела, его постановки и изучения, ибо это единственное искусство, подобающее тому, кто правит.

Автор крайне высоко ставил роль военного дела. Он считал одной из самых важных вещей анализ войн прошлого и воспоминаний их участников, что актуально и поныне. Также он думал, что государю следует нередко выезжать на охоту, но при этом не стрелять, аки Брежнев, по привязанному кабану, а тренировка тела, навыков боя и ориентировки по местности. Макиавелли выделяет три типа войск — собственные, наёмные и союзнические. Он считал последние два бесполезными- наёмники либо слишком слабы и от этого бесполезны, либо сильны, и поэтому опасны. Они склонны к неповиновению, их содержание дорого обходится, они могут грабить и убивать, вызывая недовольство. Наконец, они неверны, в отличие от армии из твоих же граждан. Союзные же войска ещё опаснее — они подчиняются другим правителям и командирам и ставят страну в зависимость от другой. Макиавелли предвосхитил время, задолго до эпохи регулярных армий, он призывал к созданию массовых призывных армий из свободных граждан — как в Античности. Не грех вспомнить другой знаменитый трактат «Искусство войны» Сунь-Цзы, автор которой справедливо считал, что лишние войны вредны, так как они банально невыгодны экономически — Макиавелли бы согласился, другое дело, что в условиях Италии того времени, войны были необходимы для контроля над рынками, грабежа и повышения влияния с целью избавиться от владычества соседей.

Макиавелли и Короткоствол

Так, никогда не существовало таких новых государей, которые бы разоружали своих подданных. Напротив, если последние были безоружными, государи всегда вооружали их, ведь в этом случае они составляют твою силу: прежде ненадёжные становятся верными тебе, а прежде верные укрепляются в своей верности и из подданных становятся твоими сторонниками.

Заблуждения о «Государе»

  • «Государь» — многотомный трактат.
  • Для чтения необходимы глубокие познаниях в политике и истории.
  • В этой книге есть фраза «Цель оправдывает средства».
  • Макиавелли был сторонником безжалостной тирании.
  • Книга — пособие для чОрного Властелина, о том, как завоевать мир.

См. также