Гот/Музыка
Материал из Lurkmore
Это подстатья-включение в основную: Гот. Плашки, навигационные шаблоны и стандартное оформление здесь не нужны!
Post-punk
Наиболее удачное порождение «новой волны» собственно и породило готическое направление в музыке, как таковое. Несмотря на то, что уже в музыке Joy Division прослеживались определенные мрачные мотивы, принято считать, что старт готике был дан в 1979, когда Bauhaus выпустили 9-минутную композицию «Bela Lugosi's Dead»[1]. В 1982 году открывается знаменитый Batcave (о нем ниже).
Активно развиваясь в 80-х, постпанк к 90-м тихо умер, уступив новомодным течениям типа инди-рока и бритпопа, но с начала 2000-х начинается т. н. «post-punk revival» — возрождение постпанка силами инди-культуры во главе с Editors и Interpol.
Типичные представители
Joy Division, Bauhaus, The Cure (`80-`82), Siouxsie & the Banshees, Public Image Ltd., Red Lorry Yellow Lorry, Wire, The Fall.
Типичный фанат
Олдфаг, пересевший еще в 90-е с Агаты Кристи на их первоисточник The Cure. Вариант — небыдло-панк, которому надоело слушать одну панкуху, и он начал слушать тех, кому в своё время надоело её играть (например, Public Image Ltd — это группа Джонни Роттена, а первым ударником Siouxsie & the Banshees был некто Сид). Нередко даже отрицает, что гот, и может даже нормально выглядеть. Но чаще это юноша бледный, в скинни, клетчатой рубашке, кедах и с говнозеркалкой.
Cold Wave
«Холодная волна», появилась где-то в 81-82 гг. где-то между Францией и Бельгией. Французы играют пост-панк. Впоследствии не только французы, не только на французском языке и не только пост-панк. Жанр сложно классифицировать и отгородить от остального готосика в силу его расовой принадлежности (как русский рок, ну ты понел). Проще всего можно охарактеризовать так: половина групп пишут на песню две строчки и повторяют их с сильнейшим акцентом без конца под машинный ритм и бас-гитару, при этом кося голосом под Кёртиса. Другая половина экспериментирует со всеми направлениями нью-вейва, как гитарными, так и синтезаторными, поёт как может, и на свет появляется более чем занимательный экспериментал с хуёвым вокалом. В последнее время получает ощутимый реюньон со стороны коллекционеров (особенно мексиканских… хз, почему), в среде коих меметичен фактом, что большинство групп сдохло после первой же семидюймовки или разбрелось по другим более прогрессивным группам. Очень любят спустя пару десятков лет выпускать компиляции с двумя-пятью песнями с дебютного (он же — прощальный) EP и кучу нереализованных демо. Несмотря на то, что направление считается мёртвым (конечно же, Колд-вэйв, как и Цой, ЖЫВ, просто окончательно ушёл с глаз модоёбистой молодёжи долой), некоторые отжигают отмораживают и поныне.
Типичные представители
Guerre froide, Siglo XX, The Cultural decay, Trisomie 21, Maria Et, Mary goes round, Odessa и с ними ещё десятки однодневок, трепетно собираемых задротами жанра. Впрочем, сейчас пошла мода именовать Колд-вэйвом и Обскуром всё, что звучит пусто и невыразительно. Будь то Joy Division или ранние Icehouse.
Типичный фанат
Мексиканец на Блогспоте.
Gothic Rock
С начала 80-х «готическое» направление в постпанке постепенно выделяется и обособляется, с 1982-го собирается тусовка в Том Самом Batcave, где играли такие замечательные первоготы, как Specimen, Sex Gang Children (именно к ним по одной из версий первыми начали применять слово «Goth») и Alien Sex Fiend. Все это считается первой волной готик-рока, сошедшей на нет вместе с Бэткейвом. Собственно готик-рок в том виде, в котором он получил наибольшее распространение, начинается с винрарнейшего первого альбома The Sisters Of Mercy «First and Last and Always». Собственно не будет преувеличением заявить, что все готик-рокеры являются в той или иной мере косплеерами Сестер, ибо каноны одни и те же — монотонные драм-машина и бас, вкрадчивый низкий голос вокалиста. Да-да, Цой был готом. И Кинчев одно время тоже.
Типичные представители
The Sisters of Mercy, Rosetta Stone, Fields of the Nephilim, Nosferatu, XIII Stoleti, из нового — London After Midnight и Ikon.
Типичный фанат
Особо сильно из пестрой толпы олдскул-готов не выделяется. На крайняк отличается тотальной чернотой, побритыми висками и очками, как у Эндрю Элдрича.
Deathrock
Подвид пост-панка, в котором панка больше, а «поста» меньше. От готов в «чистом виде» отличаются сильно: ирокезы, яркий грим, а главное — черепушки, летучие мыши, паутины и прочие элементы ужастика. Можно сказать, приготнённый хоррор-панк. Года с 2005-го жанр потихоньку возрождается (к настоящему времени начал умирать обратно). Вернее говоря, многие новые готокоманды берут имидж, манеру, и музыкальные элементы дэт-рока, потому что очень, очень, ОЧЕНЬ трушный жанр. Где-то неподалёку тусуется незаконнорожденный жанр gothabilly, родившийся из изнасилования сайкобилли готик-роком (или наоборот).
Типичные представители
Christian Death, 45 Grave, Kommunity FK.
Нетипичные представители
All Gone Dead, Bloody Dead and Sexy и прочие высеры «новой волны дезрока» разной степени безблагодатности.
Типичный фанат
Геронтофильское небыдло, которое умудрилось на такую древность выйти и даже взять на вооружение. Либо вчерашняя херка в рваных колготках с установкой «Розз Вильямс повесился, значит его музыка труёвей некуда».
Psychobilly, Gothabilly, Deathcountry
Музыка, которую готы слушают, когда им весело. Отвязный гибрид панка и рокабилли, тусовку имеет довольно небольшую, но обособленную, склонную больше к сайкобиллам, но считается готической музыкой из-за обильного использования undead-символики (кресты, черепа, гробы, хэллоуинские тыквы, летучие мыши и прочий стафф). Готабилли и дэткантри — играется готами для готов, не теряя при этом в угарности. Отдельно стоит выделить дэткантри, несмотря на мнение анона, к готабилли можно подтянуть лишь часть банд. Остальная же часть мракокантри ближе к зигафолку (луркать gothic americana, outlaw country,) нежели к всякому *билли. Но сей жанр слушается узким кругом людей и за пределы почти не выходит.
Типичные представители
The Meteors, Nekromantix (сайкобилли), Zombie Ghost Train (готабилли), The Coffinshakers (дэткантри), Slackeye slim (то, что описано выше как мракокантри).
Типичный фанат
Нажратый веселый качок, подстриженный под Элвиса (или, на худой конец, площадкой). Руки в татуировках. Девушки исповедуют пинап.
Gothic metal
Предмет вечных срачей в готик-среде — «труЪ или нет». Идеальный гот-метал в вакууме должен быть металлизированным гот-роком (Type O Negative, а также менее известные Garden Of Delight), но фактически, чаще всего — дум-метал с клавишными и девушкой на вокале, в котором от готик-рока разве что погруженно-задумчивые мелодии, и временами — такой же монотонный бит.
Усугубляется проблема тем, что молодёжные журналамеры способны назвать «готик-металлом» любую группу с наличием тян или текстов о смерти, вплоть до Найтвиша, Расмуса и Эванесенса (см. ниже про «лав-метал»). А потом их высеры становятся источниками в Википедии, да! Хуже всего, что ярлык «готика» одно время пытались клеить на симфо-female-fronted группы (Epica, Within Temptation, в чем, кстати, есть доля истины, ибо начинали эти коллективы именно с готик-метала), которые слышали в разы больше народу, чем гот-метал группы, и это окончательно запутало хомячкам мозги. Тут вам не Лакримоза, тут уже до Сары Брайтман недалеко. А последнее время к готметалу с легкой руки диванных аналитиков стали причисляться наштампованные тыщами вижуальные жирокеры с готичным мейкапом. Групп, исполняющих действительно готик-метал, на свете в сотни раз меньше, чем групп, за внешность и тексты обозванных кем-то «готик-металом» (да и «готик-роком» тоже). Так что вдумайся, слушатель-кун, прежде чем заявить, что слушаешь готметал!
Ранее лучшие произведения жанра штамповали норвежцы и немцы, например, в конце недалеких 90-ых существовала мало кому известная, но очень труевая норвежская группа The Sins Of Thy Beloved, которая служила чуть ли не эталоном всей готики (хотя и довольно близкая к думу). Однако после появления на сцене мадам месье Маны и его винрарного коллективчега Moi dix Mois пальму первенства в производстве этого жанра перехватили кавайные японцы и теперь именно ниихонский готметал служит эталоном жанра, наводящего ужас на европейцев.
Типичные представители
ЛАКРИМОЗА!, Paradise Lost, Type O Negative, Moonspell, The Sins Of Thy Beloved, Theatre of Tragedy, поздний Malice Mizer, Moi dix Mois, D, Magistina Saga, Asriel, Femme Fatale и прочие японцы, Macbeth, ранние Lacuna Coil, (ближе к середине своего творчества ушли в быдлокоммерцию и альт. рок), Exist Trace (с ними так же), ранняя Tristania, ранний The Gathering, поздний Tiamat, Sepia (пусть и отличились лишь одним альбомом).
Типичный фанат
Девушка-металлистка в корсете и длинном платье. Алсо, последнее десятилетие среди фанатов г-митола становится все больше виабу и девочек-анимешниц, так как наиболее качественный готик-митол делается в Японии.
Dark Folk / Martial Industrial
К прослушиванию одного из самых илитарных жанров гот приходит с возрастом, когда его уже не удовлетворяет самый илитный постпанк или, что реже, менее илитная неоклассика, или же когда он замечает, что онанирует на Гитлера, Рейх и всякую западную эзотерику несколько больше обычного и нуждается в подпитке. Выросший из постпанковской тусовки середины 80-х, дарк-фолк сам по себе достаточно атмосферен, но у труЪ-гота может поначалу вызвать когнитивный диссонанс из-за недостаточного оправдания приставки «дарк» — будучи несомненно унылее фолка обычного, дарк-фолк так же несомненно проигрывает в мрачноте всяким дарквэйвам и думам. Зато когда втянется — за уши не оттащишь.
Типичные представители
У представителей готической субкультуры обычно котируются группы, соседствующие с дарквэйвом или готик-роком — Ordo Rosarius Equilibrio, Derniere Volonte, Allerseelen, Von Thronstahl. Классика жанра, вроде Current 93 или Death In June (хотя у последнего есть индустриально-постпанковый ранний период, который вполне котируем любителями, например, Joy Division) готами котируется куда реже ввиду зашкаливающей илитарности.
Darkwave
Вошел в особую честь в последнюю пятилетку, когда готметал потихоньку прибрали к себе металлисты. Электронщина с симфоническими элементами. В самом характерном виде звучит как очень грустный и мрачный синтипоп, в котором драм-машина наводит ассоциации с готик-роком. Но как и с гот-металлом, понятие расплылось, и сейчас дарквэйвом умудряются обозвать любую мрачную не-роковую музыку, даже не обязательно электронную.
Интересен жанр тем, что исполняется очень ебнутыми на голову личностями с повышенным артистизмом в крови, которые страдают желанием скрывать свою личность, пол и вообще морочить фанам голову. Мана Анна-Варни задал(а)о тон, ну а всякие там Dvar и Otto Dix радостно копируют.
Типичные представители
Первые три альбома Лакримозы, Diary of Dreams, Clan of Xymox, Das Ich, ну и Otto Dicks конечно.
Нетипичные представители
Неоклассика типа Sopor Aeternus, позднего Malice Mizer или Dark Sanctuary. Или какие-нибудь отморозки навроде Dvar.
Типичный фанат
«Сталкер-гот» неуловимого пола, пропирсингованный в самых неожиданных местах и ужратый веществами где-нибудь в Ховрино.
Post-Industrial / EBM / Dark Electro
Вообще никаким местом не готика, однако многими готами слушается. На собственную массовую субкультуру индастриал потянуть не смог (ну почти), а тут вроде как и дарквэйв недалеко, и электро-индастриал в готик-метал с удовольствием переходит (вернее, чаще всего, обратно — спросите Лив Кристин). Слушается обычно на пост-индастриально-готических пати, без разбору с готметом, дарквэйвом и даже обычным синтипопом, если он достаточно грустен и мрачен.
Типичные представители
Первопроходцами тяжёлой танцухи принято считать бельгийских Front 242 и канадских Skinny Puppy; Front Line Assembly и Einstürzende Neubauten более индустриальны и менее готишны. Ньюскул — Marilyn Manson, Combichrist, Grendel, Massiv in Mensch, noisuf-x, Hocico, :wumpscut: и еще хуева прорва современных ЕВМ-даркэлектро-групп. Из причёсок уважаются квифы (как у сайкобиллов) и пацанские стрижки, пирсинг — не нужен. В музыкальном плане наблюдается ритмичность, примитивизм, агрессия (спортивно в общем). Похож на oi, но без дрочева на корни и шмотки. Типичный представитель — быдловатый качок лет 20-35, на милитари/субкультурном стаффе, вполне возможно, что выходец из гототы, но чаще всего анхальт идёт лишь дополнением к остальной обойме тру шварц тусовщика. Анхальт часто уважаем в среде сайкобиллов, свинхедов, ну и собсна риветхедов.
Нетипичные представители
Заслуженно забытая индустриальной сценой за смену стиля на эмарский альтрок Apoptygma Berzerk, в начале 90-х колбасила неподетски, достаточно вспомнить хотя бы Bitch и Non-stop violence. После второго альбома променяла риветов на рейвы и голые сиськи поклонниц VNV nation. Вместе с вышеуказанным коллективом основали новый жанр future-pop, который непосвящённые херки очень любят ставить в одну линейку с готической музыкой, чем неимоверно изъязвляют даже таких самых готов, как Крис МакКартер из Ikon.
Типичный фанат
Риветхэд в очках сварщика и еще более пропирсингованный, чем сталкер или вышеописанный анхальт-кун.
Synth Gothic / Goth Electro
Своеобразная смесь двух предыдущих жанров. Как нетрудно понять из названия — целиком электронная музыка, которую ценят те странные личности, для которых EBM и электро-индастриал недостаточно мрачны и готичны, а готик-рок и дарквэйв (который от сабжа отличается большей концентрацией (псевдо)симфонических изьебств в звучании) — недостаточно электронны и не качают. По сути является достаточно обычным современным приготненным синтипопом/futurepop'ом с текстами про смерть и любовь. Обычный синтипоп некоторыми готами, впрочем, тоже котируется, но он как правило проходит либо в рамках пост-индустриальной музыки (если речь идет о современных группах, типа And One или Diorama), либо в рамках нью-вэйва 80-х (достаточно вспомнить Depeche Mode: Black Celebration или In Your Room, мрачнота во все поля).
Типичные представители
Blutengel, L'Âme Immortelle, Schwarz Stein, Clan Of Xymox где-то с 2004-го и всякие там Velvet Eden. В СНГ этот жанр представляют ранний Роман Рэйн, в несколько меньшей степени — Otto Dix, а так же некоторое множество групп местного значения, такие как Dust Heaven или Sector 516.
Типичный фанат
Херки и просто готы, фапающие на электронику.
Dark Ambient
Экспериментальная музыка, любители которой имеют самое запредельное ЧСВ среди окологотической тусовки. Если попытаться описать общо и грубо, это электронная музыка со сложными психоакустическими приемами, очень необычным звучанием и вообще дарк-эмбиент стремится вызвать у слушателя чувство одиночества, тоски, и изоляции. На одном из «полюсов» сливается с традиционным эмбиентом, на другом — с дроуном и даже блэком. Ну ещё и к нойзу местами близко, да.
Типичные представители
Raison d'Etre, Phelios, Lustmord, Bad Sector, Coil[2], Deutsch Nepal.
Типичный фанат
Риветхед (тащемта, этот стиль куда больше «принадлежит» им, чем готам), переросший себя кибер-гот, психонавт, и, как ни странно, совершенно неготичное патентованное музыкальное небыдло.
Dungeon Synth
С тех пор, как Варг сел в тюрьму и там наделал мрачных и мелодичных синтезаторных композиций, блэкари подцепили этот тренд и стали записывать кассеты с такой же по стилю музыкой. Что-то среднее между дарк-эмбиентом и саундтреками из старых фентезийных компьютерных игр, то есть больше тяготеет к неоклассике. В отличие от ортодоксального дарк-эмбиента, более мелодичен и менее психоделичен, ставит цель не изнасиловать слушателю мозг, а в простых формах рассказать какую-нибудь сказку про драконов и замки. Что забавно, музыканты жанра как играли на Microsoft Synthesizer в 90-х, так и играют поныне — а что поделать, классика же.
Типичные представители
Burzum (тюремный), Mortiis, Lord Lovidicus, Wongraven, Depressive Silence, Lord Wind, да и огромное количество блэк-металлистов.
Типичный фанат
Патлатый родновер, любитель лазать по лесам и фотографироваться там в корпспейнте. Порой встречаются ультраправые.
NDH, Tanz-metal
Neue Deutsche Härte (надм. Новая Немецкая Тяжесть) или Танц-метал. Ещё одна «неготика», часто потребляемая готами. Более того, немало херок являются латентными фанатками Раммов, Умффов и прочих сексуальных самцов с глубокими голосами. Жанр характеризуется тяжёлыми гитарами, бодрым «тыц-тыц» ритмом, неплохим мужским вокалом и обилием фоновой электроники (это по сути тот же ЕВМ, очень щедро разбавленный живыми инструментами и металлическим саундом). Играется, в основном, немцами. В своей Дойчляндии немалое количество таких коллективов весьма успешны, имеют стабильный гешефт, и вообще неплохо живут. Отдельно стоит упомянуть группу Umbra et Imago, пропагандирующих БДСМ, промискуитет и лесбийские связи, да и вообще основательно повёрнутых на тему половой ебли. Моцарт (вокалист и главъёбарь оных) в определённом смысле слова представляет собой тащемта немецкий аналог Паука.
А теперь о грустном: жанр невероятно попсов. Этому ВНЕЗАПНО способствует большое количество групп, играющих НДХ и простота жанра в сочетании с «Бля, ЕБОШИТ!!!». Другими словами, это своего рода YOBA среди готячьей музыки. Отношения райветов и фанатов НДХ ещё более натянутые: у быдлоидов, считающих Раммштайн за канонiческий немецкий индастриал, случается разрыв шаблона от тру-индастриала, а фанаты последнего недоумевают от того, что их священная корова с каждым днём теряет свою илитарность.
Типичные представители
РАМШТАЙН, Oomph!, Unheilig, Megaherz, Eisbrecher, Umbra et Imago, Stahlmann и им подобные.
Типичный фанат
Херки плюс, как правило, раммфаги.
Love metal
Одетые в гламурные шмотки, покрашенные нежным гримом, с подведенными глазками, молодые люди и девушки из Финляндии или США поют с экрана о любви и смерти. Музыка может быть вообще любой, главное, чтобы грустной. Обычно это «просто рок», который без грима можно назвать альтернативой или глэмом. Говно это или нет — не тема для статьи, ибо фломастеры разные, но что не готика — инфа 100%.
Что характерно, сами исполнители этого добра обычно и не претендуют на ярлык «готов», а то и вообще от него открещиваются. Правда, о мировой музыке они всё равно имеют смутное представление, отсюда и появляются на свет «жанры» типа love metal, goth’n’roll и dark epic rock, которыми они себя называют. «Лав-метал» внедрён в обиход Вилле Вало из группы HIM, которого окончательно достало, что его считают готом. Некоторые всерьез начали считать «лав-метал» жанром, и ярлык начал прилипать к новым группам. Ещё немного — и его «официально зарегистрируют» статьёй в Педивикии.
Если ты слушаешь только такую музыку, то в среде готов ты проходишь по низшей касте — ты херка, даже если ты мужского пола. Если ты уже перешёл на более высокие уровни, приходится скрывать, что старый добрый HIM ты не разлюбил. Впрочем, истинно херские времена уже прошли, так что о HIM уже можно говорить с доброжелательной иронией: «Эх, времена моего детства… а сейчас Вилле Вало уже не тот…»
Типичные представители
HIM, Evanescence, The Rasmus, Negative, The 69 Eyes (которые, впрочем, с готикой почти попрощались и играют глэмовый хард'н'хэви).
Типичный фанат
Symphonic / Female-fronted metal
Неготика. Головная боль жанровой классификации. До того, как к комбинации «девочка на вокале и клавишник» приклеился ярлык «симфоник» (не без помощи Википедии), эти группы своего названия не имели, и многие их не отделяли от готик-метала. Во всяких доках, фонотеках и пр. до сих пор можно встретить под тэгом «gothic» весь «тян-метал» вплоть до весёлых и позитивных Nightwish. В результате, выросло поколение со сдвинутым представлением о готик-метале, а там и о готике вообще. В настоящее время полностью находится в ведении металлистов, у которых до этого был дефицит богинь (ну, сколько можно фапать на Доро, которой на пенсию скоро). Поэтому в статье присутствует только для внесения ясности.
Типичные представители
Nightwish, Epica, Leaves Eyes, Edenbridge, Within Temptation, Mandragora Scream- тысячи их.
Типичный фанат
Металлист правильной ориентации с плакатом Багини на стене.
Witch-house
Сравнительно новое направление готячьей музыки, вобравшее в себя элементы дарк-эмбиента, синтипопа, техно, трэпа, также существует разновидность drag, в которой присутствует рэп. С хаусом обыкновенным общего не имеет практически ничего, кроме того что и то и другое — электроника. Берём мрачные монотонные фоновые синты, накладываем на это сильно искажённый электроникой вокал, поющий что-то непонятное и призванный символизировать голоса привидений, ведьм и прочей нежити и нечисти, добавляем медленный бит и периодически появляющиеся «фишки» — и получится витч-хаус. К обычной готичной музыке отношение имеет чуть менее чем нихуя.
Типичные представители
White Ring, Salem, oOoOO и иже с ними. Названия многих витчхаусных коллективов представляют собой совершенно непроизносимый набор букв, знаков препинания и даже совершенно левых и «нетекстовых» символов юникода (особой популярностью пользуются треугольники). Делается это то ли для большей загадочности, то ли для большей андерграундности, то ли просто just for lulz.
Типичный фанат
Девица бледная со взором горящим, нередко со склонностью к психонавтике, либо же хипстопетух. В одежде исповедуют стиль NU-goth.