S-90

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Сабж как он есть

Radiotehnika S-90 (S90, Ы—90, 35АС-012/212) — расово советские аудиоколонки производства Латвийской ССР или Брянского ЭМЗ. Предмет гордости старых советских меломанов и ужаса их соседей. Выпускались в различных вариантах с конца 70-х годов. К середине 90-х производство заглохло. Это самые массовые советские колонки, но далеко не самые лучшие. Радиотехнику покупают или нищеброды, либо радиолюбители, либо пираты, торгующие дисками на базарах, либо школьники для своей бумц-музыки mp3.

Однако, стоит дополнить аудиофила выше: колоночки-то они может и не самые лучше даже из совка, но уж всяко лучше того говнеца, что стоит у быдла рядом с ЖК-телевизорами, имитируя домашний кинотеатр, и прочих Sven'ов и Defender'ов, на которые школьники выклянчали у мамки 5000 рублёв. Короче, кто ещё не понял: есть хорошие, годные японские/немецкие/американские трёхполосные (грубо: три динамика разного размера) колонки, внешне похожие на S90, но они стоят столько, сколько у школьников-студентов нет, есть советские годные колонки, но достать их, тем более в хорошем состоянии, сложнее, а есть китайское говно (оно может иметь и брендовое имя, но оставаться говном), которое продаётся в DNS, Быдлорадо, М-Видио… Так вот, если выбор стоит между китайским говном из DNS и S90, стоит брать S90, только не забудьте, что к ним ещё нужен усилитель, а в усилителе совкового производства повысыхали армянские электролиты, поэтому придётся учиться паять или брать усилитель буржуйский, что значительно повысит стоимость готового комплекта «усилитель + колонки». Но это лучше, чем выкинуть 10 килорублей псу под хвост и поставить может и красивенькие, но унылые китайские говноколонки.

Также сабж легендарен тем, что в многоквартирном доме как правило способствует противоестественному отбору соседей, поскольку после бессонного ночера под караоку, или просто заради лулзов, позволяет легко и технично поднять любителей повыть в микрофон где-нибудь так ближе к 3:15 или 4:40… или в расово кошерные 7:40, если гулька длилась до утра, то есть, к моменту самого сладкого сна в салате, просто поставив к стеночке около розетки и включив что-нибудь из «Рамстящих», «Бони Немого» или «Металлицы» с глазами такими добрыми-добрыми.

Как правило, хорошо идёт с не менее расовым усилителем мощности «Корвет», при помощи набора микроотвёрток просто и технично разгоняемого вплоть до «белых» четверти киловатта на канал и выглядящим не менее брутально. Так что вселяясь в квартиру той страны первым делом стоило удостовериться — не прилагается ли бонусом сосед с сим «базовым набором оборудования» и особой тягой к лулзам.

Содержание

История рождения

Начало было вот таким.

Про что шум?

Начать следует издалека. В отличие от загнивающих капиталистов, советский человек никогда не был избалован изобилием хороших, годных товаров. Что-нибудь такое всегда приходилось доставать, стоять в очередях, переплачивать, будь то мебельный гарнитур или машина. Не была исключением и отрасль звукотехники. Политика была простая: колбаса и молоко должно стоить очень дёшево, чтоб купить могли все, а восстанавливать баланс будем на предметах роскоши, завышая цены.

На момент появления сабж был пределом мечтаний чуть менее, чем всех, кто слушал музыку в СССР. Ещё бы: трёхполосные, частотный диапазон от 31,5 Гц до 20 кГц, номинальная мощность 35 Вт, паспортная — аж 90 Вт, и это на фоне того, что подавляющее большинство советской звуковоспроизводящей аппаратуры того времени имело встроенные 1-полосные акустически системы (читай — просто динамики внутри корпуса устройства, как этих ваших мобилочках, только размером покрупнее) мощностью в 1, 2, 3, ну, максимум 5 Вт, а к забугорной аппаратуре того времени имели доступ немногие. На среднестатистического меломана, ничего слаще похрипываний и попёрдываний «Маяков» или «Вёсен» не слыхавшего, звучание сабжа производило ошеломляющее впечатление.

Стоила радость аудиофила весьма недёшево: 300 рублей (2 зарплаты инженера, однако!) за комплект, и это без стоимости усилителя.

Колонки производились очень массово, и это сказывалось на качестве: нередко случалось, что правая колонка звучит не совсем так, как левая. А всё потому, что колонки эти продавались всё больше поштучно (в 1982/1983 — парами, правая/левая с зеркальным расположением динамиков и органов управления), на что как бы намекает нам одностороннее расположение динамиков на ЛК/ПК и ценник. Поэтому можно было купить одну колонку, собранную в понедельник утром, а другую — собранную в пятницу 31 декабря вечером. Сборщики колонок нередко обвиняются в рукожопии теми, кто модернизирует колонки — фильтр мог быть прикручен железным шурупом таким образом, что шуруп работал как сердечник в катушке, отчего плыли все настройки фильтра. Но пипл хавал, выбора особо не было.

Тюнинг

Любой школьник, долго предвкушая радость от мегабасов и, наконец, приобретя сабж, начитывается в интернетах про модификацию и начинает бредить улучшением (в основном, в виде замены проводов на аККустические, выкидыванием изнутри сеток с ватой, обклейкой войлоком и покраске сабжа серебрянкой). Хотя руки, как правило, имеют повышенную кривизну, поэтому в лучшем случае дело заканчивается, не начавшись, а в худшем — на выходе получаются убитые в хлам в звуковом плане колонки, которые теперь годятся не более как подставки для другой акустики. Обладатели же более прямых рук много чего перепаивали и перепиливали, получая в итоге действительно хорошие колонки, в которых от S-90 оставался разве что шильдик.

Хочется добавить: S-90 имели неплохое качество звука для своего времени, но по-настоящему шарящие ребята гонялись за «Электроникой 35АС-015». Это эпик вин и сейчас. База схожая, но отличия делают звук совсем другим. Вместо фазовращалки — пассивный излучатель, вместо кроссоверов (фильтров по нашему) 2-го порядка в S-90 — фильтры 4-го порядка, другая форма и объем корпуса и никаких блядских аттенюаторов. У 35АС-015 частотный диапазон 25-25 000 Гц (-14-15 дБ (в зависимости от модификации) на нижней границе относительно уровня среднего звукового давления. Так что воспринимать всерьез не стоит), сравните с сабжем и почуствуйте разницу.

Слабые места

  • Считается, что у S-90 слабое место — это ВЧ-динамик.
    • Впрочем, "split trs" с алиэкспресса и обычные колоночки (которые наверняка уже есть) способны порешать это недоразумение: даже пьезопищалки имеют соответсвующий сабжу ВЧ. Другое дело, что ради грошовой хреновины нужна ещё и регистрация, а также за оплату с мобильника берут таки процент.
  • Мегабасами можно сдуру порвать НЧ-динамик. Хотя тут надо постараться. У особо старательных он обычно просто выскакивал катушкой из магнита и оставался в таком положении. Чем и доставлял при ремонте, поскольку любимым лулзоловством было ткнуть носом счастливого владельца в такой эрегированный динамик и в красках объяснить, почему так не стоит делать и для чего у ручки громкости на усилителе существуют положения левее −0 дБ.
    • Опасностям использования мощного усилка посвящёт один из абзацев ниже.
  • Поганая внутренняя разводка тоненькими проводками на коннекторах. Особо нахрапистые и невнимательные любители тюнинга сначала отрывали проводки от коннекторов (традиционно дёргая за провод, а не за клипсу), а потом долго чесали репу, как заковырять обратно без паяльника. Тоже была особая потеха при ремонте.
  • Отвратительный среднечастотник. Доставаём напильники и идём курить журнал «Радио», № 8 за 1987 год, и № 5 за 1995 год. Статьи — must have для владельца данной акустики.
  • Бубнят на низких частотах — маловат объём корпуса для низкочастотника.
  • Колонки хорошо собирают пыль за решётками динамиков, и кучи контуженных тараканов — в фазоинверторе.
  • Корпусам из дерева уже 25 лет. Углы бывают оббиты, стыки расходятся, дно подгнило, полированные бока и крышка потёрты, поцарапаны от нелёгкой жизни у торговца кассетами в 90-е.
  • Вокруг колонок заметное магнитное поле, являвшееся очень милым сюрпризом для любителей кассет и впоследствии видеокассет — в особенности. Огорчало и другое. Когда шумиха, вызванная столь сильно взволновавшим зрителей Home Video уже улеглась, один из операторов (видимо заснув на работе) совершенно случайно забыл кассету на одной из колонок своего редакционного компьютера. Но даже его увольнение не помогло эту кассету потом восстановить. Контрольная запись самой передачи тоже (почему-то) не велась, и это было ещё более странным. Выходило так, что у студии, «вынесенной на самый верх» отголоском грандиозного скандала, теперь не оставалось ни источника скандала, ни информации о том, кто этот источник предложил.
  • Решётки на динамиках, хотя и защищают бумажные диффузоры от детей, вносят только минусы в звук. А будучи выпуклыми, ещё и здорово мнутся даже при небольшом усилии.

В интернетах

Стандартный обладатель сабжей из контактика. Его Ворсейшество детектед

На многих аудиофильских форумах периодически возникают срачи типа «Советская акустика vs буржуйская». Обеими сторонами приводится куча разнокалиберных аргументов, ссылки на взаимоисключающие обзоры и на другие форумы. Таким образом, тема очень вкусная. И эти ваши S-90 играют не последнюю роль. Кроме того, на любом таком форуме можно встретить тему а-ля «Переделка S-90».

Чоткий звук у пацана!

S-90 также порой упоминается на башорге, Bashorgrufavicon.pngещё, Bashorgrufavicon.pngещё и Bashorgrufavicon.pngещё и на IT Happens.

Современный взгляд

Поскольку сабж можно заполучить на рынке за копейки или в гараже у соседа за бутылку, колонки являются безусловным лидером в номинации качество (невысокое)/цена (вообще мизерная).

В интернете средняя цена за пару — 2000-3000 руб., на радиорынках и у барыг — 3000-4000 руб. Хотя возможна ситуация, когда в заваленном советским старьём павильоне радиорынка усатый дедок-аудиофил с хитрой рожей, мнящий себя великим знатоком тёплого звука, будет ломить и 5, и 6, и больше штук. А резонное замечание, что эти колонки столько не стоят, воспримет как личную обиду. С такими эстетами разговор короткий.

Как правило, после покупки колонки требуют основательной чистки, снятия и покраски из баллончика решёток и прочего обслуживания. Если всерьёз говорить о звуке, то можно сказать следующее.

  • Из достоинств — со всей дури шлёпающие басы (радость объебоса), которые и не снились китайскому сабвуферу из креативовского наборчика;
  • Общая мощность более, чем достаточна;
  • Если сохранились хорошо — порадуют глаз владельца отделкой красивым шпоном.

Из недостатков:

  • бас гулкий (заметно устраняется путём установки колонок на ножки-«иглы», если пол твёрдый и не царапается, хотя кардинально точность баса этим не повысишь; можно еще заткнуть фазоинверторы, но тогда пропадет эффект объебоса).
  • Средние частоты лишены той чистоты и прозрачности, которая и создаёт реалистичную звуковую панораму, и которую дают действительно хорошие колонки;
  • высокие частоты цыкают из-за неудачной конструкции динамика.
    • Хотя не бойся, мой юный друг, на твоей встроенной/реалтековской звуковой карте, через которую ты слушаешь из контакта тектонику и рэп в MP3 128 Кбит/с, этих недостатков всё равно не заметишь. И этого тоже не услышишь.
    • На самом деле, теоретически реален совсем-совсем нищебродский вариант: берётся магнитофон (можно со сломаным мотором, но желательно не "Электронику 302", а таки "Маяк" со своим усилком), на упомянутом выше Алиэкспрессе за 5 минут заказываются tape adapter и тот же банановый сплит trs (опционально ещё 1-2 раза "trs провод" для отдаления мага и колонки на расстояние от компа (и да, там есть нормальный русский полуперевод!): полученная схема будет давать примерно такой же бас, ВЧ и СЧ можно отрубить, а в сплит вторым портом можно воткнуть прежние колонки в качестве генератора СЧ и ВЧ. И да, вторую колонку в Маяк втыкать бесполезно: и не рассчитан, и сплит с подрублеными прежними колоночками уполовинит громкость. Идеально подойдёт, если колонку хочется поставить на бок на "не совсем" высокий шкаф.

Брать или не брать?

b
8 штук S-90: испытание терпения соседей

Итак, предположим, ты вдруг захотел совершенства, решил улучшить своё звуковое окружение с маленьких настольных пищалок до чего-то тёплого, услышал про «Радиотехнику S-90», загорелся и решил достать себе эти колонки. Надо ли?

Сначала надо сказать очевидное. Во-первых, предела совершенству нет, и это выражение имеет свою почву, спасибо "пластичности мозга". Но некоторые не могут понять эту простую вещь и тратят деньги на всё новые и новые звуковые примочки, поэтому совет: если нынешние колонки тебя в принципе устраивают, а с деньгами туговато — лучше подави вау-импульс в жопе и не трать их. Дело в том, что настоящего СЧастья ты от покупки S-90 не обретёшь. Во-вторых, если денег достаточно, то можно сразу перешагнуть через эту ступень и купить сразу что-то хорошее. А вот если нет, либо с карманных денег трудно накопить, либо вдруг возникло непреодолимое желание поковыряться в заднице паяльником, тогда дальнейшие строки — для тебя.

  • Если сейчас у тебя компьютер со встроенной звуковой дыркой без карточки и настольные маленькие колонки-подзвучка — брать однозначно стоит.
  • Если у тебя звуковая карточка родилась в прошлом веке или имеет ярко выраженную форму "Г" из-за малого числа электроники на ней -- сюда же: однозначно стоит.
    • А если тебе попался почти даром экземпляр с ёбнувшим ВЧ-диамиком, см. выше про строку про "split trs" с Алиэкспресса. Правда, регистрацию на aliexpress.com некоторым надо два года, чтобы осилить. Так что, „удачи, пионер“.
  • Если у тебя настольные дешёвые колонки 2.1 (с сабвуфером), брать также стоит.
  • Если у тебя бюджетная система 5.1 на 100500 Вт, используемая с компом или DVD-плеером, то, вероятно, брать может иметь смысл — теряем только крутой внешний вид и объёмный звук 5.1, который мало кому нужен/мало кем обставляется как надо, а приобретаем более глубокий деревянный (ибо не пластмассовый корпус) бас, звук без хрипов на большой громкости и высокую мощность системы.
  • Если у тебя уже стоят колонки типа Microlab SOLO 7 либо ещё лучше — брать не стоит: особо ничего нового не услышишь (альтернативное мнение несогласного). В этом случае, если хочешь тёплого лампового звука, копи бабло на нормальную звукотехнику.
    • Кстати, за те же 4000-6000 руб., в которые обойдётся система из пары S-90 и усилителя, можно купить весьма кошерные аудиофильские мониторные наушники, которые будут звучать естественнее и лучше любых колонок за человеческие деньги: Sennheiser серии HD, всякие Sony, AKG, Beyerdynamic… Яндекс.Маркет рулит. А поломки таких сводятся разве что к порванным шнурам (за 100-150 рублей покупается шнур "3,5 -- 3,5" в комп. магазине и вручную ножом, синей изолентой и чёрной изолентой монтёра поверх соединяются контакты.
      • Но поостерегись покупать звучащую только на басах «попсу» наподобие вариаций Monster Beats или дорогие модели наушников от тех же SVEN или прочего BBK!
  • Если требуется озвучить какую-нибудь конференцию или выступление в не слишком огромном зале, и нет требования к кошерному виду колонок — в этом случае S-90 также суть годный вариант. Если что, колонки можно спрятать за занавеской или обтянуть тканью, чтоб скрыть их пролетарское происхождение.
  • Как вариант. Если нужно громогласно на всю деревенскую улицу заявить о быдлосвадьбе, используя в качестве усилителя какой-нибудь нищебродский совковый катушечник - в этом случае почти идеально подходят.

Во всех случаях желательно всё же заиметь дискретную звуковую карту вместо "той дырки на материнке", хотя бы VIA Tremor за 250 рублей, потому что встроенная (особенно на старых материнках и ноутбуках) частенько звучит грязно, с передискретизацией сигнала и потому дребезгами и искажениями. Особенно для уха, привыкшего к качественному звучанию. Хотя сейчас на новых материнках всё чаще бывает, что ничего, терпимо.

И ещё несколько слов про усилитель и прочее.

Вместе с колонками необходим к покупке усилитель. Его не имеет смысла брать новый и дорогой, разве что потешить ЧСВ или с прицелом на апгрейд S-90 в будущем — качество звучания системы в данном случае на 90% определяется последним звеном, то есть акустикой. Новый усилитель на S-90 не будет звучать заметно лучше, чем какая-нибудь советская «Радиотехника У-101» (первый класс сложности) или ламповый «Прибой-50-УМ».


Лучший вариант для этих колонок по цене/качеству — советский усилитель нулевого класса сложности: «Бриг/Барк У-001 Стерео», «Корвет-068», «Одиссей», «Орбита», «Амфитон», «Эстония». Однако, если тебе попадётся «Корвет-048/088», «Одиссей 021» или «Морион 010», будь осторожен с регулятором громкости — эти усилители самые мощные из советских и не напрягаясь выдают 100 Вт на канал, что чревато разрывами бумажного очка сабжа.

Возможно, подойдут и другие вполне годные варианты с усилителем:

  • использование концертного усилителя
  • переделка какого-нибудь магнитофона или музыкального центра (технология дешёвого безпеределочного подключения описана выше: "tape adapter" в помощь)
  • использование встроенного усилителя из старой вертушки для пластинок...
  • ... или вообще из бобинника.

В некоторых случаях это может быть выходом: если в качественном старом магнитофоне электролиты ещё не рассохлись, он вполне послужит в роли усилителя. Другое дело, что некоторые магнитофоны не тянут звук или делят его меж каналами: одна колонка на таких может звучать хорошо, а в том же устройстве как две -- ни на йоту громче.


Сурово
Недошкольник пытается играть в пк

Как годный вариант — прикупить недорогой таки б/у импортный транзисторный усилитель, в этом случае будет дополнительный плюс к ЧСВ владельца. А если это будет таки винтаж 70-х годов, то ЧСВ взлетает до небес.

Ещё один вариант, нищебродский — заюзать вместо усилителя автомагнитолу со входом CD-In, Line-In или AUX. Её можно запитать от шины 12 В старого компьютерного блока питания или прямо от рабочего компьютера, если БП с запасом, и даже на приличной громкости с обилием басов потребляемый по шине 12 В ток не превышает 1-3 А (то есть, старого и дешёвого блока питания должно хватить по мощности). Минус такого решения — звук будет не очень, так как автомагнитолы, особенно дешёвые, в своей массе не умеют играть качественно, а блок питания не всегда выдаёт ровный постоянный ток и всякие пульсации могут быть слышны как гудение, зуд и пр. Для машины звук сойдёт, а вот для домашнего прослушивания — нет.

Есть и VIP-вариант: купить новый усилитель (цены — от 7000 руб., в среднем около 10 000-13 000). Тут надо учесть такой момент: покупать надо именно двухканальный усилитель, а не ресивер 5.1, и вот почему. Практически все усилители умеют работать с колонками с сопротивлением от 4 до 8 (иногда больше) Ом. А вот ресиверы заточены под киношную акустику с сопротивлением 6 и выше Ом. Подключить 4-омные S-90 к такому 6-омному ресиверу можно, работать, возможно, будет, но это грозит следующими вещами. Во-первых, могут быть искажения звука (чем громче — тем сильнее искажения), во-вторых, защита ресивера может вообще отказаться включаться, в-третьих, когда ты по-пьяни выкрутишь на ресивере громкость и басы на максимум, ресивер пустит сизый дымок из-за слишком большого тока через хиленькую китайскую микросхему. А ресиверы на дискретных элементах с запасом по току сто́ят столько, что их покупатели не заморачиваются с колонками уровня S-90. Есть, правда, пара редких исключений — ресиверы 5.1, рассчитанные на работу с 4-омной акустикой. Если купить такой (либо достать S-90B на 8 Ом), то можно сделать кошерный домашний кинотеатр из S-90, или просто использовать 4 штуки S-90 в квадрофонической связке, управляя всем с одного ресивера. Удобно, красиво и понадёжнее советских древних усилителей, годно как временный вариант с будущей заменой S-90 на что-то получше, но дорого.

Ламповые «Прибои 50/75 УМ» тоже очень хороши в плане звука, плюс возвышают ЧСВ до небес (нищебродский вариант приобщения к Тёплому Ламповому Звуку!), но — до первой поломки, потому что радиолампы (которым и так по 20+ лет) имеют свойство со временем перегорать, а достать новую рабочую б/у лампу для «Прибоя» будет недёшево, и не факт, что удачно, к тому же параметры после замены могут поплыть… ну ты понел. К тому же аудиофилы всё равно обосрут «Прибой». Ну и греются эти ламповики аки обогреватель, пожирая твоё электричество и создавая риск возгорания, весят немало, а также, как и вся ламповая техника, готовы играть лишь через 30-40 секунд после включения, когда прогреются лампы.

И, наконец, можно купить у радиолюбителей самодельный усилитель или спаять его самому. Тут уж как повезёт: может получиться супер, а может — совсем наоборот. Зависит от прямоты рук, опыта и честности того, кто паял. Кстати: в магазинах электроники сейчас продаётся множество наборов стереоусилителей для самостоятельной сборки, на любую мощность (от долей ватта до сотен), а также усилители для наушников. Выглядят они как уже оттравленная плата и кучка радиодеталей, прилагается мануал. Все они основаны на уже готовом усилителе, заключённом в микросхему, например, TDA-2030 или подобные: расчёты каскадов транзисторов теперь не нужны. И стоит недорого. Всё, что требуется — взять в руки паяльник, припаять на плату обе микросхемы и обвеску из конденсаторов и резисторов, купить и прикрутить радиатор для охлаждения микросхем и блок питания, купить и нагуглить как подпаять резистор громкости, и вполне качественно звучащий усилитель готов. Следующий необязательный этап — выпилить лобзиком для него корпус, добавить индикаторы, выключатель, улучшить схему и т. д. Спаять такой усилитель сможет почти каждый, это намного легче, чем с нуля расчитывать и отлаживать усь на дискретных элементах. И можно будет гордо заявить друзьям, что я спаял себе усилитель ёпт!

После улучшения колонок можно поулучшать и усилок, ибо за столько лет появилась масса микросхем-усилителей (но лучше в отсутствие специальных знаний этого не делать, ибо есть шанс неиллюзорно ухудшить качество звука и получить нестабильную самовозбуждающуюся лабуду). За этим — на нормальные сайты (gaw.ru или irbislab.ru), где тусуются нормальные разработчики, а не гуру с терминальной стадией ФГМ вроде Вегалаба, Клячина и, не дай Б-г, datagor.ru и прочей подобной пионерии.

Усилитель мощнее 50 Вт (RMS) на канал обычно не требуется, этого и так хватает для того, чтобы стены и пол начали трястись; но если комната большая, сам ты отмороженный и соседей тебе совсем не жалко, усилитель лучше поискать на 50 Вт и больше. Но не забывай, сколько лет твоим S-90, не насилуй чрезмерно.

Советские усилители имеют лишь один по-настоящему существенный недостаток — низкая надёжность, особенно при использовании на пределе громкости. Ломаться будет довольно часто. Так что подыщи заранее мастерскую с дедком-электронщиком.

Аудиокабели можно купить готовые, а можно и распаять самому. Нормально работающий аудиокабель между компом и усилителем получится из витой пары (левый и правый каналы лучше пустить по, скажем, «цветным» проводам двух разных пар, а под общий провод взять оба «бело-цветных» провода этих же двух пар + оплётку с проволочкой, если витая пара экранированная; так теоретически будет меньше наводок), а кабели между усилителем и каждой из колонок — из силового медного провода сечением не менее 0,75 мм² (лучше 1,5 мм² и больше, особенно если линия длинная, когда колонки далеко от усилителя — в помощь формула из физики, определяющую сопротивление проводника в зависимости от его длины, сечения и материала).

Если первый опыт покажется удачным, можно в дальнейшем купить ещё пару S-90 с усилителем и сделать квадрофоническую систему.

Следует обратить особое внимание на подвесы диффузоров в среднечастотном и низкочастотном динамиках. Подвес — это круглая резинка по краю динамика, на которую приклеен диффузор, и благодаря которой он так эффектно дёргается в такт басам. Так вот, эти резиновые кольца должны быть родными, из чёрной, плотной, холодной и гладкой резины. Если динамики переделывались, и подвес внезапно из пористого говна, либо на нём есть неровности, следы клейки, шершавости от обработки наждачкой — продавца надо послать на йух, ибо диффузор оторвётся через месяц слушания митола. Сохранившийся хороший, годный подвес из резины надо аккуратно помазать силиконовой смазкой. Не автомобильной в баллончике, а купленной в пузырьке в магазине радиодеталей. Известна как ПМС-100. Силикон продлевает жизнь резины в 9000 раз, делая её мягкой.

Классификация

Итак, если ты решил приобрести сие рижское чудо, знай:

  • существует куча основных вариантов исполнения: 012/013/015/016;
  • есть модификации на 4 и 8 Ом, соответственно, нужен подходящий по импедансу усилитель. В целом, усилка на 35-50 Вт хватит с головой, чтобы вызвать головную боль у соседей (с поправкой на отсутствие звукоизолятора на стене).
  • колонки эти здоровые, в твою маленькую комнату впишутся, но со временем могут тебя выселить,
    • как особое решение подобного вопроса: колонки можно на гвоздях-двухсоточках заставить стоять на низеньком шкафу, за 500 рэ найдя семиметровый шнур-удлинитель розетки в хозмаге/супермаркете и закинув наверх и колонки, и усилок;
  • будь готов поработать руками напильником, приводя сабж в более-менее кошерный вид.(спойлер:  Плюс — при желании может понравиться работать с деревом, и соорудить для них новый, гораздо более кошерный корпус, например);
  • это не мониторы ближнего поля и не напольники, инфа 100%. Если хочешь слышать то, что было задумано конструкторами, а не цыканье ВЧ-динамика и буханье басовика в лицо, то колонки должны стоять минимум в полутора метрах от тебя, аналогично мониторам среднего поля, на которые они и смахивают по конструкции, пример, ещё пример. И на возвышении 40-50 см, скажем, на табуретке. Вообще, правильная расстановка колонок в комнате делается опытным путём и заметно влияет на звук;
  • магниты в динамиках весьма мощные и при том никак не экранированные. Если оставил поблизости от колонок ЭЛТ-монитор (телевизор), дискеты, видео/аудиокассеты, компас или иной магниточувствительный хлам — не сомневайся, им уже пиздец. Приобретай более продвинутые девайсы или не размещай рядом ничего из вышеперечисленного;
  • не стоит зацикливаться именно на S-90. Хорошей, годной, но и гораздо более дорогой альтернативой из ассортимента продукции бывшего СССР будут: «Эстония 35АС-021» (одна из лучших советских по звучанию), «Металлотроника» («Электроника 50АС-061М», 75 или огромная 100АС-060/063 с тремя динамиками и металлическими диффузорами из вспененного никеля, которая стоила умопомрачительные 1040 руб. за пару в своё время), «Корвет/Кливер 75АС-001», 35АС-208/028. Остальное в своей массе — шлак похуже самих S-90;
  • соседей не жалко?
  • может, лучше таки купить что-то из современного? При наличии денег, конечно. Например, расово американские колонки Cerwin Vega со схожим принципом построения, но более нормальными средними и высокими частотами;
  • А смысл?

Ближайшие родственники

«Орбита». То же яйцо, но в другом корпусе

В середине 80-х годов появилась достаточно годная разновидность S-90 под названием «Орбита 35АС-016» (в интернетах сие поделие так и обзывается — «Орбита S-90»). Суть заключается в том, что конструкторы из Нерезиновой спиздили с S-90 набор динамиков и запилили их в другой корпус, с более низкой резонансной частотой, что позволило улучшить воспроизведение НЧ. По слухам, впоследствии заменили и ВЧ-динамик на более годный, отчего исчезло «цыканье». Алсо, колонки в последней версии отличаются отсутствием нафиг никому не нужного аттенюатора, который при первой же «модернизации» обычно выпиливается счастливым обладателем S-90 прямиком в мусорное ведро, и был перепилен разделительный фильтр. Также бесспорный плюс в том, что у этих колонок есть ножки для установки на пол. Из минусов следует отметить, что корпус оклеен галимым ламинатом (а не шпоном, как у оригинала), а в дырках фазоинверторов собираются тонны пыли, выковырять которую оттуда, не разбирая колонку, в силу малого диаметра дырки достаточно проблематично.

Звук сие чудо издает вполне годный, по крайней мере нет никакого отвратительного бубнения, да и на ВЧ звук вполне сносен. Впрочем для надроченного уха все колонки серии 35АС — одно говно. Но ты же собрался слушать музыку, а не выискивать искажения, не так ли?

Однако и тут есть подстава — с 1993 года колонки по неведомой причине стали выпускать без фазиков, отчего басы, разумеется, ухудшились. Поэтому, если ты решишь купить эти колонки, обрати внимание на наличие оных, а в случае их отсутствия шли продавца нахуй.

После покупки, однако, стоит выпилить нахуй ВЧ- и СЧ-динамики и заменить их более кошерными, подходящими по размерам. Нищебродский вариант такого напилинга в самом минимальном бюджете будет в виде 30ГДС-3-8 в СЧ и любой подходящий по диаметру высокочастотный рупор. В более мажорном варианте — это как минимум два шелковых купола и полная переделка корпуса, что накладывает ограничения на радиус кривизны рук и количества ганглия в межушном пространстве.

Младшие братья

Младшая S-70 в совковом интерьере рядом с Б-гомерзким шириком
«Вега 25АС-101» (почти та же 109) с усилком «Арктур 004»
Вкупе с этим изделием и годным усилителем даёт хорошего качества ТЛЗ

Алсо, существуют менее кошерные колонки S-30, они двухполосные — так называемые «полочники». Выпускались в трех вариантах - s-30 (с круглым фазиком, 4 ом), S-30А (закрытый ящик, 4 ом) и S-30В (с квадратным фазиком, 8 Ом). При общем родстве преимущество заключается в том, что S-30 существенно меньше и дешевле чем S-90. Но и они в своё время (в 80-х годах) также были довольно престижными и дорогими Hi-Fi гаджетами (60 полновесных советских рублей за одну штуку) для домашней аудиосистемы. Ныне данные кошачьи гробики являются хорошим и весьма дешевым (иногда вообще бесплатным) вариантом для страждущего аудиофила. Качество звучания S-30 вкупе с усилителем Радиотехника превосходит большинство дешевых китайских свистоперделок и вполне удовлетворительно для любого среднестатистического задротства. До сих пор такие можно углядеть в маршрутках.

Еще были не менее кошерные S-50. Они лучше тем, что звучат они более сбалансированно и имеют сопротивление 8 Ом (а такое было только у S-90B и S-30B). Плюс такого в том, что их можно использовать с любым усилителем без страха спалить его (если подключить их к усилителю, рассчитанному на колонки 4 Ом, будут просто тише играть). А некоторые усилители («Эстония 010») начисто отказывались работать с АС ниже 8 Ом (тупо защита не включалась, это не баг, а фича, задуманная сумеречным советским гением). Говоря общими словами, 8-омные колонки дают выигрыш в качестве звука, но проигрыш в громкости.

Есть ещё один, действительно стоящий вариант от Бердского радиозавода: колонки «Вега 15АС-109» (они же позже — 25АС-101), которые по размеру примерно такие же, как S-30, тоже двухполосные, но по дизайну, а главное — звуку, превосходят пердящие при любом намёке на бас S-30 на over 9000%. Они входили в комплект одной из самых распространённых и — при прямых руках и бережном обращении — качественных советских вертушек конца 80-х — «Вега 109 Стерео», которая до сих пор нахаляву (или почти) достаётся у знакомых/родственников/завхоза детских садов/школ (хотя в последнем случае — чаще без самих колонок). И хоть по прямому назначению аппарат зачастую уже не поюзаешь (игле капец, а новая стоит 100500 рублей и часто надо менять всю головку, а главное — какой смысл?), но зато имеется вполне недурственный усилитель. Если электролиты не пересохли. В любом случае Вега-109 Стерео, если её действительно хорошо сделать и слушать на ней неисцарапанный и незапиленный винил, таки даст тебе понятие о том, что такое тёплый ламповый звук, хотя она и транзисторная. Но ломаться всё равно будет часто. А вот «Вега ЭП-110» — урезанная версия 109-й, вертушка-приставка без усилителя. Не ошибись.

Есть и другие относительно малогабаритные колонки из той же серии — S-70. Их преимущество в том, что они, во-первых, трёхполосные, а во-вторых — активные, то есть уже с усилителем внутри. Но кондёры с годами рассыхаются, и звук становится уже не тот, так что может понадобиться основательная доработка паяльником. И потом, в S-70 применён ЭМОС (электро-механическая обратная связь, сумрачная вундервафля, предназначенная для замены фазоинвертора, позволяет колонке при недостаточном, в общем-то, размере, играть нефиговые басы, а также не позволяет нч-динамику проблеваться диффузором при перегрузке), датчику от старости может прийти конец, звук испортится, а восстанавливать его — тот ещё геморрой.

Однако, немногочисленные ввиду своей хрупкости и капризности сохранившиеся в годном состоянии экземпляры колонок S-70 действительно ещё как доставляют в плане хорошего звука, особенно, когда думаешь о цене комплекта с усилителем, не превышающей 100$. Например, звуковая плата Asus Essence STX на момент сборки всей аудиосистемы стоила в четыре раза дороже остальных компонентов. Платиновые кабеля с золотым напылением превышали в цене в два и более раз звуковую плату и колонки, но приобретены не были, ибо нехуй.

Альтернативное использование

Эти колонки, в связи со своей дешевизной, распространённостью и габаритами, часто используются для выращивания конопли в домашних условиях — то есть в качестве гроубокса (англ. growbox). Они немного более подозрительные для стороннего наблюдателя, чем компьютерные корпуса (ибо может быть шум кулеров, что нехарактерно для колонок(спойлер: Ой, да ладно! Всякие Cambridge Soundworks за 80 баксов за 5.1 вовсю гудят, а потому если приделать зелёные светодиоды, все заткнутся.)), но менее подозрительные, чем всяческие тумбочки и шкафы — ведь в колонку никто не полезет от любопытства.

Ссылки

См. также


Источник — «http://lurkmore.to/S-90»