Видеоформаты

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Невыносимо сверху и снизу телеэкрана темнеют полоски, Сверху и снизу телеэкрана невыносимо темнеют полоски, Сверху и снизу телеэкрана темнеют невыносимо полоски, Картинка плоской делается от этого.

»
— 2h Company
Страшный сон полособорца

Непонятные черные полосы — в самом общем случае, черные полосы на экране телевизора или монитора, возникающие при несовпадении соотношения сторон экрана и просматриваемого на нем контента.

Содержание

История вопроса и причины появления

Соотношение сторон экрана доисторических телевизоров (примерно 40-50-е годы) копировалось с кинематографического и составляло 4:3 (1,33:1). Потому просмотр киношечки дома ничем по сути не отличался от похода в кинотеатр (особенно если сидеть далеко от экрана), что крайне расстроило продюсеров — упали сборы. Киностудии сделали финт ушами и стали снимать широкоформатные фильмы с соотношением сторон 1,66:1, 1,85:1, 2,39:1, 2,66:1 и даже 4:1 («Наполеон» Абеля Ганса, 1927).

Официальные отмазы заключались в том, что человек по своим природным и эволюционным свойствам имеет куда больший угол обзора по горизонтали, чем по вертикали. Попросту говоря, глаза находятся слева и справа, а не сверху и снизу. Человек передвигался по плоскости земли, смотреть вверх и вниз надо меньше чем по сторонам.

А началось всё с того, что при воспроизведении первых кинолент (таких как «Прибытие поезда») из-за несовершенства кинопроекторов идеально квадратный кадр сползал вверх или вниз, при этом выставляясь с противоположной стороны экрана. Частично решить эту проблему удалось введением небольших расстояний между кадрами на киноплёнке. Тут-то и родились ЧП. Так возник привычный олдфагам стандарт 4:3. Затем хитрые бродусеры, решив сэкономить сотни метров недешевой тогда и сейчас киноплёнки, стали ещё больше урезать кадры, как по вертикали так и по частоте их смены.

Но производители телеков и не думали переходить на широкоэкранные форматы. Соотношение сторон телевизоров тех лет было обусловлено сугубо техническими ограничениями — сделать широкоформатную ЭЛТ без линейных искажений в те годы было достаточно проблематично, а когда стало можно, ВНЕЗАПНО все уже дрочили на плазму.

Нетрудно понять, что при просмотре широкоформатного кино на телевизоре 4:3 (1,33:1) сверху и снизу собственно картинки возникали непонятные народу черные полосы.

Борьба с черными полосами

b
Собственно, обрезка
b
Ещё один пример борьбы с чёрными полосами

Полосы себе и полосы, что с них взять? Но исторически так сложилось, что телекомпании стали с ними бороться. Причины просты: одни телезрители жаловались на мелкость и нечеткость зажатой полосами картинки, другие не могли взять в толк, отчего на их самых лучших в мире говнодевайсах что-то там не во весь экран. Мысль о несовершенстве телевизоров грозила взорвать мозг граждан, чем порушила бы их летаргическое препровождение 98% свободного времени и поставило бы под угрозу власть правительства и распространение его идеалов.

Борются с черными полосами тремя способами:

  1. Искажение пропорций картинки. Прямоугольничек берется за верхний и нижний края и тянется, пока не станет практически квадратом. В результате лица актеров превращаются в лошадиные морды, а тела героев своей стройностью чуть менее, чем наполовину, напоминают узников Бухенвальда. Но пипл хавает.
  2. Обрезка части картинки. Берется лобзик и все, что в оригинальном фильме не влезает в 4:3 аккуратно выпиливается к ебеням (не влезает обычно окружение героев и панорамные виды, то есть 100% того, ради чего был выдуман широкий формат). Такой чудесный способ приводит к тому, что весь фильм оказывается снятым крупными планами, а у многих не уместившиеся в квадратик героев не хватает ушей/щек/глаз/морд. Вариант этого способа — обрезка лишь небольшой части картинки, так что полосы хоть и остаются, но становятся у́же. Оно, конечно, хорошо, но при этом исходный режиссерский замысел убивается все равно. Такая обрезка может быть статичной: на всем протяжении фильма тупо оставляется лишь центр изображения, либо динамичной (т. н. pan&scan, панорамирование и сканирование): переход из одной обрезанной части кадра в другую. Например, если в левой части экрана едет поезд, а в правой находятся кусты с засевшей в них злобной бандой, готовящейся ограбить корован, то будет переход слева направо, иначе обрежутся или поезд, или бандюги.
    Алсо, многие фильмы вышли у нас на лицензионных видеокассетах именно в таком кастрированном виде из-за того, что для VHS брались записи, предназначенные для показа по телевизору. Пример: первые три фильма о Гарри Поттере и сейчас изредка показываются по телевизору все в том же формате 4:3. Сейчас к ним присоединился «Властелин Колец» (показывали на Новый Год).
  3. Комбинацией вышеперечисленных способов.

Черные полосы и компьютерный широкий формат 16:10

С началом продаж широкоформатных компьютерных мониторов (2006 г.), которые многими эффективными менеджерами продавались как лекарство от черных полос, самым популярным вопросом школьников был: мне папа я купил широкий монитор, а черные полосы на фильмах остались. На самом деле, нет ничего лучше для разведения черных полос, чем монитор 16:10, поскольку отношение сторон 1,6:1 ни разу не соответствует ни киношным 1,33:1, 1,66:1, 1,85:1, 2,35:1, ни телевизионным 1,33:1 (4:3) и 1,77:1 (16:9). И вообще, лишняя 10ая часть добавлена чисто для не умеющих в full screen mode, если сравнивать с 16:9 пропорциями.

Почему для широкоформатных мониторов выбрана формула 16:10 (впрочем, сейчас наблюдается массовый переход на диагональ 16:9): Формат был придуман как компромисс между пропорциями 16:9 и 4:3 — в результате черные полосы в видео в обоих случаях по толщине будут одинаковые. А ещё, при просмотре кино 16:9, можно весьма удобно сдвинуть субтитры ниже, чтобы текст не закрывал картинку. Да и ещё соотношение 16:10 какбэ самое близкое к пропорции золотого сечения, которое составляет 1.618…

Еще хуже дело обстоит с играми: мало какая старая игра понимает 16:10 именно как 16:10, потому играть приходится либо с все теми же непонятными черными полосами, но уже по бокам, либо в растянутом по горизонтали виде. Для того, чтобы играть в старые игры на широкоформатнике, нужно всего-навсего забить в поиске «widescreen для [название игры]», и, что характерно, программы часто находятся. Однако, любой нормальный широкоформатный монитор, при наличии аппаратного скейлера, позволяет для любого поддерживаемого разрешения задать формулу (4:3 или 16:10), что решает проблему «растянутого изображения». Конечно, данный метод противопоказан кубаноидам и им сочувствующим, так как целых n дюймов ширины не юзаются!

Чёрные полосы и телевизионный широкий формат 16:9

Для того, чтобы люди потратили деньги в стопицотый раз на уже купленное ранее аналогичное устройство, было выдумано HDTV и новый стандарт соотношения сторон 16:9 (1,77:1). Многие наивные граждане (а виной тому — помещенный в центр их вселенной телевизор) верят, что 16:9 — это киношный стандарт, а вот нет вам! 16:9 придуман на телевидении и еще раз на телевидении!

Некоторые пострадавшие от полос товарищи надеялись, что как бы православный 16:9 даст избавление, а вот и хер! Как мы помним, в списке киношных форматов не было соотношения 1,77:1, так что полосы остаются, пусть тоньше (порой — совсем незаметные), но они есть.

В этой стране, скажем прямо, HD-ready и Full-HD телевизоры лучше бы и не появлялись вовсе, потому как страшась черных полос их щасливые обладатели чуть реже чем в 100% случаев и без того жутко-квадратно-неестественную (потому как у эфирного сигнала разрешение меньше, чем у самого HD телевизора, помехи передачи тоже не забываем) картинку, вместо того, чтобы пристрелить, тянут еще и по бокам, заполняя ею все ч0рное пространство. Каждый может любоваться получаемым прекрасным результатом, посетив претендующий на понты общепит.

Поэтому, в свете вышеизложенного, становится очевидным, что чёрные полосы экрана необходимы, если мы не хотим обрезать кадр сверху-снизу, по бокам или растягивать его. В противном случае мы потеряем возможность увидеть, кто же именно сидит в засаде и где едет поезд.

В этой стране

До 2015 года Россия должна была полностью перейти к цифровому формату телевещания. С начала 2011 года действует новый ГОСТ на ТВЧ с форматом изображения 15:9 и числом отображаемых элементов 1920×1152. На практике это выглядит так: каналы снимают передачи в 16:9, затем обрезают их по краям до 14:9, после чего вставляют её в 4:3 на аналоговом вещании.

На цифровом же по идее стоит крутить изначальную картинку 16:9 и так уже сделали почти все основные российские телеканалы, русские версии буржуйских киноориентированных каналов и HD-каналы. Однако, каналы холдинга ВГТРК, кроме Россия HD и большая часть региональных каналов даже на цифровом продолжает вещать в 4:3, в результате владельцы широкоформатных телевизоров смотрят программы в leterbox'е. На широкоформатных же каналах передачи, отснятые в 4:3, обрезаются под тот же 14:9 и те идут уже с полосами по бокам.

DVD-letterbox как заповедник черных полос

Когда формат DVD только появлялся на свет, телевизоры в основном были квадратными. Поэтому, чтобы оставить картинку широкоформатного фильма в неприкосновенности, делали так: в картинку DVD 4:3[1] вписывали узкую полоску фильма, окаймляя сверху и снизу полосами. Запись на DVD широкоформатного фильма в такой системе называется letterbox. На загнивающем Западе от этого отказались на 95%, а у нас любой говносериал на DVD выпускается именно в letterbox.

Если letterbox картинку смотреть на широком (16:9 или 16:10) экране, то получается писец: сверху и снизу идут полосы самой записи, справа и слева — полосы, добавляемые экраном. Приходится наслаждаться такой вот траурной каймой, если на телевизоре нет функции ZOOM, также с этой напастью отлично помогает бороться функция Overscan которая присутствует практически во всех видео плеерах.

Многие DVD со старыми фильмами лежащими на этих ваших торрентах записаны именно в letterbox и нужно быть бдительным, дабы не размножать полосы без нужды. Так-то.

Чёрные полосы 2.0

Чтобы продавать хомячкам, то есть вам и еще раз вам, ещё больше телевизоров по новым ценам, на рынок выпустили новый формат, идентичный соотношению сторон экрана в кинотеатре. Филипс уже представила (специально для полособорцев, причем по специальной цене в ДОРОЖЕ_ЧЕМ_ДРУГИЕ) новый сверх-сверх-сверх-широкий дисплей 21:9 (2.33:1), автоматически подгоняющий 2.35:1, 2.39:1 и 2.40:1 на весь экран так, чтоб совсем-совсем не было полос. Другое дело, что, если отключать функцию автоформатирования сигнала в 16:9 (почти все DVD, игровые приставки и HDTV), то чёрные полосы на таком экране таки будут, только по бокам, а при формате 2.66:1 всё равно останутся сверху и снизу.

Google vs чёрные полосы

К полособорцам присоединился великий и могучий гугл. Sad but true.

Google Research has developed an algorithm that resizes videos for different formats without cropping, stretching or 'letterboxing'.

Примечания

  1. Картинка, выдаваемая DVD может быть либо с соотношением 16:9, либо 4:3. Третьего не дано. Запись на DVD в 16:9 называется анаморфотной. Хотя вообще-то она не анаморфотная, ибо «анаморфот» есть картинка, растянутая в 2 раза по высоте по сравнению с нормальной. Сие было придумано, чтобы уместить на пленке с картинку поширше без потери в качестве. ИЧСХ, в обоих вариантах используется одинаковое количество (720x576 для PAL/SECAM, 720x480 — NTSC) ни разу не квадратных пикселей.