Тракторист
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
Тракторист — тот, кто играет в компьютерные игры жанра шутер при помощи только клавиатуры, без использования мыши. Мем возник как описание перемещений персонажа, схожих с движением трактора на гусеничном ходу. Мем распространился во второй половине девяностых, употребляясь (и встречаясь, конечно) практически во всех компьютерных клубах этой страны.
(Есть мнение, что теперь трактористом называется игрок, играющий в игру без наилучшего для неё контроллера, при этом контекст зарождения мема очень часто забывается.) Так же есть мнение, что название появилось из-за издаваемых при игре звуков, весьма схожих с тарахтением трактора.
Содержание |
Печальная история явления
В конце восьмидесятых — начале девяностых на рынке стали появляться компьютерные игры с видом от первого лица. Анонимус помнит, как впервые увидел таких первопроходцев жанра, как Wolfenstein и DOOM. В те давние времена мыши были ещё диковинкой, и не все умели ими пользоваться. При игре в обычную аркаду с двумерным видом сбоку для управления персонажем обычно использовалась только клавиатура, и с появлением псевдо-3D игр ничего не изменилось. Хотя такие FPS, как Wolfenstein, уже имели возможность работы с мышью, ею пользовались далеко не все — не в последнюю очередь потому, что разработчики сами порой предлагали совершенно чудовищные схемы применения мыши.
Например, нужно было двигать мышь по коврику для горизонтального перемещения персонажа, — очевидно, разработчики не видели разницы между мышью и трекболом, где такое действительно уместно. Даже если игрок менял настройки по умолчанию на более футуристичные (по тогдашним меркам), для получения возможности свободно «вертеть головой» с помощью мыши (т. н. режим mouse look) ему требовалось сначала нажать особую клавишу. В самом деле, в псевдо-3D шутерах подобная продвинутость чаще всего не требовалась, так как для прицеливания достаточно было худо-бедно навестись по двум координатам: противник либо всегда находился на том же возвышении, либо срабатывало автоприцеливание.
Основная же причина тракторизма кроется в том, что одиночная игра на чисто клавиатурной раскладке проходится без проблем, но вот мультиплеер для многих был в диковинку, тем более в Wolfenstein его не было совсем. Однако первое же столкновение с мышиным оппонентом резко расставляло все точки, и у поциента, как минимум, возникали сомнения по поводу его раскладки. Тем не менее, трактористы продолжали бытие в городских селениях и в 96-м — 99-м годах, когда, казалось бы, без мыши стало уже совсем не обойтись ввиду появления тру 3D-шных экшенов, таких как Квака. Собственно, именно Quake I стал закатом эпохи трактористов (тогда это были в основном олдфаги, игравшие ещё в Дум и Вульф) — если на плоскости скорость управления с клавиатуры была ещё более-менее, то при необходимости поднимать/опускать прицел мышка выигрывала однозначно.
Управление
Управление (псевдо)-3D игрой обычно осуществлялось следующим образом: правая рука клалась на правую область клавиатуры (кнопки-стрелки), а левая рука на левую часть клавиатуры, поближе к кнопкам Ctrl, Alt, пробел. Разные батоны делали следующие вещи:
Действие | Типичная раскладка тракториста | Раскладка тракториста с использованием Numpad'а | Стандартная раскладка WASD |
---|---|---|---|
Идти вперёд | Up | Numpad 8 | W |
Идти задом | Down | Numpad 2 | S |
Поворот налево вокруг своей оси (с фиксированной низкой скоростью) | Left | Numpad 4 | Двигать мышку влево (можно делать с любой скоростью) |
Поворот направо вокруг своей оси (с фиксированной низкой скоростью) | Right | Numpad 6 | Двигать мышку вправо (можно делать с любой скоростью) |
Бег вперёд | LShift+Up | LShift+Numpad 8 | LShift+W |
Бег назад | LShift+Down | LShift+Numpad 2 | LShift+S |
Поворот налево вокруг своей оси (с фиксированной высокой скоростью) | LShift+Left | Numpad 7 | Двигать мышку влево (можно делать с любой скоростью) |
Поворот направо вокруг своей оси (с фиксированной высокой скоростью) | LShift+Right | Numpad 9 | Двигать мышку вправо (можно делать с любой скоростью) |
Стрейф влево | LAlt+Left | Numpad 1 | A |
Стрейф вправо | LAlt+Right | Numpad 3 | D |
Атака основная | LCtrl | LCtrl | Левая кнопка мыши |
Атака вторичная | Z | Z | Правая кнопка мыши |
Использовать/открыть | Space | Space | E |
Прыжок | X | X | Space |
Присесть | C (встречается и в WASD) | C | LCtrl |
Взгляд вниз | RCtrl | Numpad + | Двигать мышку на себя |
Взгляд вверх | Numpad 0 | Numpad - | Двигать мышку от себя |
Центрировать взгляд | Numpad Del | Numpad5 | Двигать мышь в нужном направлении |
Выбор оружия от первого до десятого | 1…0 (прижилось и в WASD) | 1…0 | Скроллом перелистывать оружие поочерёдно (анонимус напоминает: скролл появился далеко не сразу, так что тыкали пальчиками, как миленькие) или нажимать на колёсико (за неимением колёсика - среднюю кнопку мыши, олдфаг помнит, что это). |
Современный тракторист-кун заявляет, что для смотрения нормальными трактористами-олдфагами всегда использовался нумпад. В зависимости от конкретной игры на 1 и 3 или 7 и 9 могли переносится взгляды вверх/вниз, а на +, -, /, 0, Enter, Del и т.д. прочие необходимые действия типа прыжка и атаки. Кроме того раскладка под левую руку могла была похожей на WASD, только находилась в середине клавы (кнопок в зоне достижения пальцами больше) — TFGH например.
Существовали также варианты управления, в коих движение игрока осуществлялось кнопками мыши: левой (вперед) и правой (назад). Таким образом, появлялась возможность быстрого и полноценного обзора окружающего пространства. Наличие скролла позволяло переключать оружие или выполнять специфические действия вроде включения оптического прицела. Левая рука вполне уютно размещалась на клавишах < и > (соответственно, стрейфы влево-вправо), / использовался для прыжка, огонь открывался путем нажатия Ctrl, а клавиша Space была предназначена для использования@открытия. Анонимус пользовался сиим вариантом в таких играх, как RtCW или Unreal. Вариант, ясное дело, мог дорабатываться в связи со спецификой отдельной игры, однако вся соль сохранялась.
Недостатки
Тракторист в честной сетевой схватке заведомо проигрывал мышисту ввиду явных преимуществ управления мышью. Тракторист не мог мгновенно развернуться, повернуть голову вверх и т. д. в то время как на мыше игрок моментально осматривал помещение, направлял рокетлаунчер на опережение по пути тракториста и разрывал его в мясо. Но и такое бывает, что и медведь летает — в клубах существовали продвинутые трактористы-задроты которым удавалось противостоять мышкарям. (спойлер: Разгадка в том, что старые шариковые мыши в клубах того времени были тем ещё говном с западающим и проскальзывающим шариком)
Иные проявления
- Консольщики с геймпадами со стиками называют трактористами людей, играющих в файтинги с клавиатуры.
- Алсо управление в 3D экшенах с видом от первого лица на консолях с геймпадами тоже неслабо напоминает тракторизм, особенно если у игры есть кроссплатформенные сервера…
- Игрок в авиасимулятор, не имеющий джойстика/штурвала и педалей. Но чаще их называют пианистами.
- Пианист на компьютерной клавиатуре, ёбаный стыд.
Алсо
- Трактори́ст — человек, профессиональной деятельностью которого является ВНЕЗАПНО управление различными видами тракторов, а также часто и грузовыми автомобилями.
- Тракторист — былинный воен Аллаха из Ичкерии Салаудин Тимирбулатов, героически сражавшийся с пленными российскими военными. Кровавая гэбня героизм оценила, впаяв ему вечное обитание в «Чёрном дельфине». Ну или не вечное, если 25 лет продержится и вести себя хорошо будет.
- Тракторист — программист пишущий программы на Assembler и только на Assembler, без исключений.
- Поросёнок Пётр — также имеет неиллюзорную связь с трактором.
- Ламер в World of Tanks.
- Тракторист — байкер, перемещающийся в пространстве на мотоцикле Урал
См. также
Тракторист | геймеры знают, какое отношение имеет Тракторист к играм | [ MOAR ] [ ʘ ] [ + ] | ||||
|
|||||