Обсуждение:Вагнер
Материал из Lurkmore
Охохох
- Рихард Вагнер — немецкий композитор, не побоявшийся делать жесткач в XX веке — прямо-таки в двадцатом веке? Ничего не перепутал? А может таки в девятнадцатом?
- Вагнер придумал лейтмотив — корявая фраза (кстати, слово «лейтмотив» он сам никогда не использовал)
Дальше пересказ биографии то ли из Википедии, то ли из какого-то древнего учебника по истории музыки, который ещё и обрывается на середине биографии.
- Из его автобиографии. Что помню, то и пересказал.
- В любом случае, подробный пересказ биографии не нужен. Оставь это для Википедии. —ɯıuouɐ 20:25, 24 апреля 2011 (MSD)
Суть Вагнера и близко не раскрыта и я сомневаюсь, что статья о нём нужна здесь. —ɯıuouɐ 20:19, 24 апреля 2011 (MSD)
- Его суть не в том, что он смотрел на всех как на говно. Скорее, в том, что он стремился сочетать борьбу за идею с личным комфортом, за что расплачивались его близкие.
- Суть Вагнера в его эпичности, невзъебическом пафосе его произведений и идей, заложенных музыку. Надо бы описать юдосрач и влияние на музыку от советских мультиков до Матрицы.
- Советский м/ф «Приключения Мюнхаузена. Чудесный остров». Стартовая тема песни «В просторах голубого, Большого океана. Я сам за рулевого, Я сам за капитана» явно взята из «Летучего Голландца». Тема звучит и в самом начале мультфильма (Смотреть онлайн) — пусть музыкант-куны проверят, может быть я заблуждаюсь. Rones 14:46, 18 мая 2011 (MSD)
- Не, не похоже. Кусок с солирующим тромбоном немного похож на начало сцена Suidwind, но нельзя сказать, что прямо содран. Больше похоже на то, что Вагнер использовал в этой сцене тот же штамп.
- Советский м/ф «Приключения Мюнхаузена. Чудесный остров». Стартовая тема песни «В просторах голубого, Большого океана. Я сам за рулевого, Я сам за капитана» явно взята из «Летучего Голландца». Тема звучит и в самом начале мультфильма (Смотреть онлайн) — пусть музыкант-куны проверят, может быть я заблуждаюсь. Rones 14:46, 18 мая 2011 (MSD)
- Годная тема для троллинга: "Является ли Фро в Золоте рейна избыточным персонажем" Годная тема для троллинга 2:Вагнырь спиздил мотивчик из квартета Шуберта "Смерть и девушка"
Не пора ли распилить первый абзац?
А то получается, что общих фраз про оперы в обзорном абзаце уже больше, чем в разделе, отдельно посвящённом операм. Да и последний пункт списка достижений имхо уже лишний.
- Таки да. Надеюсь, камрад Mitternacht не начнёт тут войну правок.
Вот ещё что. Мне траурный марш из «Гибели богов» не нравится. Может, хотя бы отнести в раздел «Оперы», на место финала оной (хотя финал «Гибели богов» имхо куда более доставляющий, чем траурный марш)? И зачем было выпиливать увертюру к «Летучему Голландцу»? Я не хочу откатывать содержательную правку только потому что мне больше нравится старое видео, но давайте придём к консенсусу.
- Имхо, траурный марш более известен, да и звучит весьма выразительно, а финал «Гибели богов» здесь уже есть. Запилите увертюру обратно, в любом случае не помешает.
Не Вагнер
И специально для долбойобов напишите большими буквами, что саундтрек к «Реквиему по мечте» сочинил НЕ Вагнер.
- Я чаще сталкивался с тем, что эту тему приписывали Моцарту. Да это и логичнее, с учётом того, что Моцарт славится в том числе своим «Реквиемом».
- Вообще-то, строго говоря, Рихард Вагнер написал Der Weg In Walghal (Путь в Вальгаллу), на основе которой, в последствии, Клинт Манселл создал lux aeterna — саундтрек к «Реквиему по мечте».
- У Вагнера финал «Золота Рейна» — это восхождение богов в Валгаллу. Вообще не похоже (см. приложенное видео). А трек, который выдал Гугл по запросу Der Weg In Walghal — это обычный саундтрек с РПМ. Со всеми современными приёмами композиции, которые во времена Вагнера не использовались. Вот ещё обсуждение в тему: http://www.linux.org.ru/forum/talks/5095392. Кстати, такая же тема есть с «Весенним вальсом» якобы Шопена, которую на самом деле написал Поль де Сеневиль. Мне-то слышно, что по стилю это ни разу не Шопен, но тех, кто с ним незнаком, несложно дезинформировать. Главное, потом они упираются, не доказать. Блин, запилить бы отдельную статью о такой псевдо-классике.
- Упс, товарищ Яхнев меня опередил http://yahnev.ru/?p=955 Что касается свадебного хора/марша, в фильме Flash Gordon он звучит именно как марш. И отдельно исполняется чаще именно как марш. Хотя в опере да, именно хор.
- У Вагнера финал «Золота Рейна» — это восхождение богов в Валгаллу. Вообще не похоже (см. приложенное видео). А трек, который выдал Гугл по запросу Der Weg In Walghal — это обычный саундтрек с РПМ. Со всеми современными приёмами композиции, которые во времена Вагнера не использовались. Вот ещё обсуждение в тему: http://www.linux.org.ru/forum/talks/5095392.
Как выяснилось, Уютненькое — познавательный портал не только для малолетних, но и для великовозрастных долбоёбов товарищей. С удовольствием прочёл статью!
- Блин, надо бы взять себя в руки, сесть и дописать… Всё некогда :(
- Постарайся, дружище!
- Ну вот, полностью перепилил.
- Постарайся, дружище!
Мнение Гитлера
Запилите абзац про то, что фюрер люто угорал по сабжу и ходил слушать/смотреть симфонии/оперы чуть ли не каждую неделю.
Мнение Сталина
Я вообще считаю, что Гитлер - лузер конченый, войну выиграть даже не может.
Какого хуя статьи пишут неспециалисты?
У нас образовательный ресурс или не знаю что? Статью должен писать или музыкант, или вагнерианец. В первом абзаце — уже нашел три ошибки (а ведь я даже не вагнерианец!) Оркестровую яму придумал НЕ Вагнер, современную рассадку музыкантов в ней — тем более. И разработал он не лейтмотив, а «лейтмотивный контрапункт» (если, конечно, аффтар вообще про такой слыхал). Собственно, все «Кольцо» на нем и построено. Назвать «Гибель богов» «римейком» — это вообще ни в какие ворота не лезет, блеать! Полное непонимание сути. Далее: оперное творчество занимает в статье меньше половины, про Байройт — вообще ни строки. А это практическая реализация идеи «музыкального театра», которую сабж теоретически обосновал в своих трактатах. Зато на хуй никому не упершийся «Запрет любви» подробно описан. И последнее: где дирижеры, певцы, интерпретации, постановки? Почему на всякую хуиту по десятку ссылок с трубы, а здесь — всего одна? Вывод — АМ\КГ. Удолить нахуй. «Лучше уж никак вместо как-нибудь» (с).
- >>Оркестровую яму придумал НЕ Вагнер, современную рассадку музыкантов в ней — тем более.
- Запилить его полемику со Спонтини по этому поводу?
- >>"лейтмотивный контрапункт"
- Бред. Да, например, в «Нюрнбергских мейстерзигнерах» используется именно лейтмотивный контрапункт, но революционность Вагнера состояла в том, что он предложил ассоциировать музыкальную тему с сюжетной и использовать её в одном произведении многократно. Да, для нас это привычный подход, все рок-оперы и саундтреки так строятся, но до Вагнера такого не было.
- >>Зато на хуй никому не упершийся «Запрет любви» подробно описан.
- Зато в истории этой оперы больше всего лулзов.
- >>И последнее: где дирижеры, певцы, интерпретации, постановки?
- Википедия не тут.
- И вообще, чем возмущаться лучше бы поправили.
Ну вот, уже намного лучше! Еще бы добавил: 1. Вагнер сам писал либретто к своим операм - насколько я знаю, явление исключительное. 2. Вместо "бесконечной мелодии" я бы использовал термин "сквозное действие" - те же яйца, вид сбоку, но звучит понятнее. Насчет "широкого развития не получило" - вопрос спорный: уже в двух последних операх Верди этот уклон отчетливо прослеживается. Кстати, о наследниках и продолжателях тоже не мешало бы два слова сказать. 3. Про оркестровую яму - не помню, где читал, но инфа 100%: появилась она задолго до Вагнера. Педивикия дает аж 17-й век. Вагнер придумал лишь зарыть ее под сцену и закрыть сверху.
- В продолжатели -- кого? Гумпердинка с деццкими вагнеровскими операми или Зигфрида Вагнера? (не надо про Штрауса и т.д. -- это в вики наверно)
- Вот ещё что интересно… Самый сомнительный пункт — про параллельные квинты — «специалист» оставил без внимания. Корни этого пункта растут из того, что в молодости Вагнер очень пёрся от струнной квинты, слушая, как настраивается оркестр, и для создания потустороннего эффекта напихивал их в свою музыку. Да, лейтмотив Летучего Голландца основан на квинте, тема нибелунгов тоже играется квинтой, но такого конкретного использования параллельных квинт, к которому привыкли металлисты, у Вагнера ещё нет. Насколько я помню учебник по гармонии, они были в какой-то балладе Мусоргского. Наверное, про лейтмотивы стоит запилить отдельный раздел.
Лейтмотив разработал/создал Моцарт еще в XVIIIст. В частности в опере "Дон Жуан" (1787) уже есть сформировавшийся лейтмотив, хотя и в более ранних операх мелодическая характеристика персонажей очень яркая.
Господа, допишите, что сабж первым повернулся у оркестру лицом, а к публите ж..., ну вы понели. До этого было все наоборот.
Хорошо, но можно лучше! 1. "Вагнер придумал оркестровую яму и современный способ размещения музыкантов в оркестре" - пруфлинк дайте уже. Если сможете. 2. "Недоброжелатели говорили, что в операх Вагнера певцы поют гуськом. Впрочем, это нововведение Вагнера не получило широкого развития, в отличие от лейтмотива." - Даргомыжский "Каменный гость", Римский-Корсаков "Моцарт и Сальери", все три оперы Рахманинова. Хватит или еще? 3. Про Спонтини и рассадку оркестра - тоже пруфлинк, пожалуйста. Проблем собственно со звучанием там не могло быть, оркестр был уже под сотню инструментов, его и из подпола прекрасно слышно. Могла быть проблема с дирижированием этой шоблой. 4. Ну мало про оперы, мало! Как и про Байройт. Неужели никто не в теме?
Жыды
Нужно больше няшек про !7зм Вагнера. Алсо, его запретили исполнять в Эрец Исроэль. —Анонимус Вот! Мне нравеится, когда жидов корчит при звуках божественной музыки Вагнера Радует анонимус. Осталось еще в нем что-то душевное, коли статью о классике пишет.
- Раздел "Вагнер и ЕРЖ" - нормально или поподробнее?
- Имхо, этой коннотации мы обязаны, главным образом, Гитлеру. Антисемитизм Вагнера значительно преувеличен в обыденном представлении о нём, не стоит поддерживать этот миф. Даже статья "Иудейство в музыке" - это скорее часть "антипопсовой" кампании Вагнера, чем проявление антисемитизма. То, как он там описывает отношение коренного населения к евреям - скорее констатация факта. А поливание дерьмом более успешных конкурентов - это в первую очередь проявление музыкальной конкуренции. А уже потом национального отношения.
- Собственно, я об этом написал в абзаце про Гитлера, а в абзаце про ЕРЖ на него сослался.
- Вообще говоря, меня больше беспокоит раздел про дрезденскую революцию. Если ещё что-нибудь интересное про неё помните, напишите. Насколько я помню, Бакунин рекомендовал Вагнеру написать оперу на сюжет Евангелия, причём трактовка образа Христа там предполагалась аналогичной той, которая в Jesus Christ Superstar.
- Имхо, этой коннотации мы обязаны, главным образом, Гитлеру. Антисемитизм Вагнера значительно преувеличен в обыденном представлении о нём, не стоит поддерживать этот миф. Даже статья "Иудейство в музыке" - это скорее часть "антипопсовой" кампании Вагнера, чем проявление антисемитизма. То, как он там описывает отношение коренного населения к евреям - скорее констатация факта. А поливание дерьмом более успешных конкурентов - это в первую очередь проявление музыкальной конкуренции. А уже потом национального отношения.
Я вот помню, что Вагнер писал, что всех жыдов нужно убить огнем. Так что онтисемитизьм там есть и большой. А вот пруфы гуглить лень.
- Брунгильда, стало быть, таки наша, да? (не удержался, покормил)
Не сказано
- Про жену, Козиму, в которую после смерти Вагнера влюбился полубезумный Ницше.
- Про то, что окончательным поводом к разрыву между Вагнером и Ницше стал Парсифаль. Ницше вроде как не понравилось, что Вагнер ударился в христианство.
- Легенда о Тангейзере почти не описана, а она весьма доставляющая.
- Про жену сказано в разделе про троллинг :). Про разрыв с Ницше можете вписать в один из соответствующих абзацев. Лично я легенду о Тангейзере доставляющей не считаю. И уж точно не считаю, что её развёрнутое изложение уместно в этой статье. Предлагаю либо кинуть ссылку на внешний ресурс, либо написать статью, посвящённую Тангейзеру как персонажу (не только оперы).
Запилите, что дракона на колесах обычно в рупор поют, шоб страшнее:)) Еще забыли написать, что "Тристан" угрохал целых двух жырных дирижеров -- Мотля и Кайлберта -- оба померли от инфаркта, который произошел во время спекталя
- В 20-х годах 20 века музыка Вагнера была чрезвычайно популярна в среде содомитов в Германии, такие дела...
Народ, как считаете - может имеет смысл запилить в статью отрывок из фильма "Апокалипсис сегодня", когда пиндосы на вертолетах летят деревню бомбить, и включают музыку Вагнера (кажется "полет Валькирий"), по-моему один из самых доставляющих моментов в фильме...
- Не нужно. Полёт Валькирии и так куда ни попадя суют, в каждом втором боевичке есть.
Постановки
Как насчет самых винрарных и годных постановок его опер, записи которых можно было бы посмотреть?
- В основном я в статью постил фрагменты из «Кольца Нибелунга» в исполнении Пьера Булеза, это моё любимое исполнение. У него очень ровно всё сделано, большинство дирижёров оттачивают только хитовые фрагменты, а у Булеза проработана вся партитура. Исполнение увертюры к «Запрету любви» выбрал то, которое больше понравилось в целом, а не то, которое больше похоже на панк (хотя как иллюстрация к тексту, возможно, это не лучшее решение). Колумба запостил какого нашёл.
«Кольцо» имхо, самое лучшее в исполнении Шолти, а все остальное - Караяна или Баренбойма. ^^ Let the flame begin. Лучшее кольцо -- Фурт'53, в стерео варианте -- Бём, видеть здесь постановку Булеза/Шеро просто оскорбительно для моих глаз и ушей. Совершенно незаслуженно забыты исторические записи с Мельхиором и Флагстад. Где видео с квинтетом из Die Meistersinger, я вас спрашиваю? Где Todesverkuendigung, где Liebestod? Хорошо, хоть диракона запилили. Короче, где весь поздний Вагнер, которого собственно все и любят?
- Вагнерианец-кун, не нервничай. Все должно быть в меру, и видосы на Лурке тоже. Кто захочет, тот найдет.
- Ну хоть добавьте как скрытые NSFW фап материалы. Люди должны знать на что фапать.
- Кольцо Бёма терпеть не могу. Какое-то грязное, не отточенное исполнение, на грани лажи. Запорото всё что только можно. А Фуртвенглер - да, очень добротное и честное классическое исполнение. P.S. Этот диалог как иллюстрация к разделу про троллинг.
- Да у Фурта там тоже не все ровно, вы послушайте струнников в вступлении к Зигфриду, например. Не надо гнать на Бёма. А троллинг -- кому поп, кому попадья, кому поповская дочка
- Кольцо Бёма терпеть не могу. Какое-то грязное, не отточенное исполнение, на грани лажи. Запорото всё что только можно. А Фуртвенглер - да, очень добротное и честное классическое исполнение. P.S. Этот диалог как иллюстрация к разделу про троллинг.
Плашка
Народ, как вы думаете, может запилить сюда плашку «Фэнтези» ? «Кольцо Нибелунгов» ведь и есть самое натуральное фэнтези, nicht wahr? И кстати, что в статье делает какая-то ниггерская рожа?
- Да и «Лоэнгрин». Ниггерская рожа - это Вагнер Лав. Тоже Вагнер, только другой. Добавлял не я, я только убрал её из самого начала статьи в раздел про троллинг.
Gesucht
Аноны-ценители, скажте, пожалуйста, в каких конкретно произведениях искать вот это: http://prostopleer.com/tracks/6099068tPt , http://prostopleer.com/tracks/609912NATj , http://prostopleer.com/tracks/609928bhp3 ? Это вообще Вагнера хоть? Нагуглить ничего особенного не удалось - похоже какое-то быдло подписало треки на свой лад. Выслушал бы вот это все http://music.yandex.ru/#!/artist/27958/tracks в поисках, но ненавижу оперный вокал.
Вагнер НЕ НАПИСАЛ
- Вагнер НЕ НАПИСАЛ саудтрек к «Реквиему по мечте»! Вагнер НЕ НАПИСАЛ O Fortuna!
а какая связь между этими композициями? Кто из них оригинал и как такое вообще произошло? 1) Carl Orff - Carmina Burana (O Fortuna) 2) Вильгельм Рихард Вагнер - Воплощение ада и рая
Лейтмотив
Прочел статью и обсуждение, все хорошо, но так и не понял, какое отношение вагнеровский лейтмотив имеет к саундтрекам и рок-операм. В саундтреках и рок-операх герою или событию присвоен не мотив или там тема, а изолированный музыкальный номер или фрагмент, который при его появлении и проигрывается, не вступая во взаимодействие с другими частями. Это так и песню на рипите можно лейтмотивом назвать, была бы охота.
Троллинг и Зюскинд
Желающим потроллить вагнерианцев настоятельно советую прочитать "Контрабас" Зюскинда. Австрийский черт знает толк.
Тончайший троллинг
Описание сабжа в статье уже в который раз натолкнуло меня на мысль, что должен существовать некий предел, за которым троллинг можно признать в лучшем случае побочным эффектом. Пожалуй сформулирую так: если на подготовку и создание вброса потребовалось заведомо больше времени и усилий, чем на написание всех спровоцированных данным вбросом копипаст, то это суть уже не троллинг.
- Поздравляю с изобретением велосипеда.
Вагнер-вдохновитель нацизма
С этим надо осторожнее, и без всяких там развенчаний мифов, а как есть: национализм и идущий с ним под ручку антисемитизм в германии в конце 19-го века он разжег неслабо, а уж как его потом трактовали с 1933-го, это вообще отдельная история. Вагнер не был изначальным вдохновителем национализма в Германии, но, безусловно, шел по стопам романтиков со стороны Фихте в вопросах национального достоинства. А так как музыка - оружие, то одним из вдохновителей он был без всяких там. Аффтар, переделай. И да, нацизм родом из национализма, так что, ну ты понел, кто на что влиял...
Общие замечания
Как-то странно видеть статью о Вагнере на Лурке. Вы бы ещё про Шопенгауэра или Кромвеля написали. Но раз уж статья появилась, нужно привести её в луркабельный вид.
Пока то, что есть, это только заготовка статьи. Нужно исправлять и факты, и лулзы. Начнём с фактов.
1. Вагнер не имеет никакого отношения к созданию октобасов и они в его операх не использовались. Новый инструмент Вагнер действительно создал, но это не октобас, а т.н. вагнеровская туба (конструктор А.Сакс). Какой-то особой любви к низким частотам у Вагнера не было, увертюра к Лоэнгрину играется наоборот, в высочайшем регистре. «Золото Рейна» действительно, начинается с ми-бемоль контроктавы, но её играют обычные контрабасы, настроенные на полтона ниже. 2. Атональность не является детищем Вагнера, её отцом считается ЕРЖ Шёнберг. Даже наиболее «хроматическая» опера (а именно «ТИ») не является атональной. Тональность всегда присутствует, например в виде доминанты или субдоминанты к основной тональности, или в других, ещё более сложных отношениях. Каждый музыкальный фрагмент не получает разрешения в тоническое трезвучие, а «разрешается» в диссонанс на протяжении всего акта, за исключением последних аккордов каждого акта (в атональной музыке вообще нет смысла говорить о диссонансах и разрешениях). У Левика об этом подробно написано. Правильнее сказать, что «ТИ» — грань, за которой начинается атональность. 3. Вряд ли именно Вагнер догадался выключать свет. И уж точно не он придумал оркестровую яму, он придумал скрыть яму специальным козырьком, чтоб не отвлекать зрителей от действа. 4. «Оперу по буддизму» «Победители» никак нельзя включать в число 13-ти законченных опер, от неё ничего не осталось. У него таких незаконченных набросков вагон. 5. Лоэнгрина Вагнер услышал не через 30 лет, а через 13 лет после постановки, а именно в 1861. 6. Партия Тристана в 3-м акте не есть монолог. Скорее диалог, в котором Тристан просто говорит больше, чем его собеседники. Монолог — это партия Брунгильды в конце «Гибели Богов». 7. Опера «НМ» начинается не «прелюдией», а увертюрой, которую сам Вагнер назвал вступлением (Vorspiel). 8. «Валькирия» состоит из нытья не более и не менее, чем другие оперы. 9. Про увертюру 14-летнего Вагнера — ну это вообще ни в какие ворота. Начнём с того, что музыкой Вагнер заинтересовался только в 15 лет (после прослушивания Девятой Бетховена). Первую увертюру он написал в 17 лет, т. н. «Увертюру с ударами литавр», или Paukenschlag-Ouvertüre. Первая её фишка заключалась в том, что ноты в партитуре для каждой группы инструментов (струнные, медные духовые, деревянные) были написаны цветными чернилами, определённым цветом для каждой группы. Вторая (откуда и название) заключалась в том, что на второй доле определённых тактов звучал удар литавры фортиссимо. Публика сначала была в недоумении, а потом уже стала угадывать, когда будет очередной удар, и топала в этот момент ногами. После полученного когнитивного диссонанса Вагнер решил немного поизучать теормуз. 10. Оперы Мейербера он действительно разносил в пух и прах, но находил и хорошие стороны в его музыке (пруфы в инете, тысячи их), о чём честно писал. Те, кто пытается представить Вагнера антисемитским исчадием ада, про это «забывают». 11. «Запрету любви» слишком большое внимание. Поверьте, в других операх лулзов не меньше. 12. Имхо, как раз-таки большее влияние получил как-раз таки принцип «сквозного развития» («бесконечной мелодии»), а не лейтмотивов. Например заключительная сцена «Пиковой дамы». 13. Статью нужно луркофицировать. Так, скажем, Лоэнгрин — типичный Принц на Белом коне (точнее, лебеде), тогда как Эльза — сферическая ТП в вакууме. 14. А так вообще много фактов следовало бы добавить (и кое-что, пожалуй, удалить).
Теперь лулзы. О Вагнере лулзов пожалуй, больше, чем о любом другом композиторе. Ну вот некоторые анекдоты.
1. Как-то, только что познакомившись, Рихард Вагнер и Роберт Шуман провели вместе около часа. После этой встречи Вагнер всем рассказывал: - Шуман — прекрасный музыкант и замечательный, благороднейший человек, жаль только, что слишком молчаливый… Шуман же в свою очередь сообщал своим знакомым: - Наконец-то я познакомился с Вагнером! Он мне очень понравился, одно только плохо: уж слишком он разговорчивый.
2. Двое англичан отправились в дрезденский театр послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой-то мужчина занял место позади них. Во время действия новоприбывший вел себя более чем странно — все время издавал возгласы: «Ах, как хорошо!… Ах, Боже праведный, — это ужасно!…» При этом он всплескивал руками и топал ногами, причем совсем не в такт музыке. В антракте рассерженные англичане обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала несносного зрителя. - Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, — развел руками капельдинер. — Это очень большой человек. - Кем бы он ни был, — возмутились привыкшие к демократии англичане, — мы требуем, чтобы этого невежду немедленно урезонили. Он мешает нам слушать гениальную музыку Вагнера! - В том то и дело, господа, — шепотом пояснил капельдинер, — что за вами как раз и сидит сам господин Вагнер…
3. Однажды некий венский поэт предложил Вагнеру либретто для новой оперы. Через какое-то время поэт получил от композитора ответ следующего содержания: «Ваше либретто хорошее, но не настолько, чтобы я изменил своему принципу — самому писать либретто. Если приедете в Венецию, то увидите свое либретто на полке моей библиотеки за № 2985. Это, надеюсь, последнее из предложенных мне. Цифра, как видите, почтенная».
4. Репетируя в Лондоне с английским оркестром, вспыльчивый Вагнер был крайне недоволен музыкантами. Трубачи все время ошибались, барабанщик опаздывал, а скрипки совсем не звучали… Маэстро вне себя от ярости потребовал от переводчика, чтобы он сообщил музыкантам следующее: - Если это стадо идиотов не будет играть как следует, я их всех выкину вон! Переводчик понимающе кивнул и перевел: - Джентльмены, маэстро приносит вам свои извинения в связи с тем, что его музыка доставляет вам трудности. Он просит вас сделать все, что в ваших силах, и ни в коем случае не волноваться!..
5. Первый исполнитель партии Лоэнгрина Йозеф Тихачек готовился к выходу: Лоэнгрин должен был выплывать на сцену в ладье, запряженной лебедем. Но рабочий запустил лебедя раньше, и ладья оказалась на сцене без певца. Тогда Тичачек невозмутимо спросил у рабочего сцены: - Скажи, любезный, а когда отходит следующий лебедь?
Возможно, кое-что из анекдотов и было в действительности, утверждать не берусь. Осталось их перевести на лурчанский мунспик.
Но есть множество настоящих фактов, звучащих как анекдоты. Например.
1. Весьма доставляют ремарки Вагнера к партитурам. Так, в ремарке к началу 3-го акта «Валькирии» указано, чтоб Валькирии скакали на настоящих конях на вершине скалистого утёса в окружении гонимых бурей облаков, а поперёк седла у каждой Валькирии должен лежать труп. Nuff said. А в финале «Кольца» сказано, чтоб Рейн поднялся и залил волнами всю сцену. Каким образом это должен осуществить постановщик — непонятно. 2. Он до конца своих дней боялся числа 13. Причиной этого страха был тот факт, что композитор родился в 1813 году и его имя и фамилия Richard Wagner заключает в себе 13 символов. Естественно, подогреваемый этой фобией, он умер 13 февраля. 3. Такое впечатление, что он специально работал для книги рекордов. Вот некоторые рекорды. Оперы «Риенци», «НМ», «ГБ» — самые длинные в мире (агентство ОБС подсказывает, что самой длинной оперой принято считать таки НМ, а не Риенци). К ним примыкают «Троянцы» Берлиоза. Однозначно отдать пальму первенства невозможно, ибо длина оперы очень сильно зависит от темпа дирижёра. Аккорд ми-бемоль в начале «Золота Рейна» звучит непрерывно 136 тактов (более 4 минут). 1-й акт «ГБ» и 3-й акт «НМ» длятся более 2 часов (то есть больше, чем некоторые целые оперы Пуччини). Хотя Вагнер в первую очередь композитор, его литературное наследие насчитывает 16 томов. Увертюра к «Тангейзеру» длится примерно 20 минут — столько длится полная симфония Моцарта среднего периода. Первый женский вокал в «Зигфриде» появляется в начале 3-го часа (партия птички). В сцене драки в «НМ» используется 14-голосная полифония. Ну про длину любовной сцены в «ТИ» написали уже. 4. И покровитель Вагнера король Баварии Людвиг, и сын Вагнера Зигфрид чуть-чуть ахтунги. 5. Театр в Байройте — отдельная тема. Для улучшения акустики кресла в театра цельнодеревянные и очень неудобные. При том, что оперы Вагнера — самые длинные в мире. Музыканты играют в майках и шортах — всё равно их не видно. Билета на Байройтский фестиваль нужно ждать в очереди лет эдак 10.
А так вообще фактов и лулзов тысячи. Многие, кстати, находится в книге ЕРЖ-ахтунга С.Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки» (например, такой: «Исполнение оперы Вагнера начинается ровно в 6. Через два часа вы смотрите на часы — они показывают 6.20.»). Я не стал самостоятельно править статью о Вагнере, потому что 1) я вообще не думаю, что эта статья нужна на Лурке; 2) я не владею лурк-спиком; 3) мне лень разбираться с правилами вёрстки. Тот, кто эту статью затеял, пусть сам и исправляет.
Многабукаф
Лулзы, мемы, серьёзно? Его отличает от остальных занудных классиков только скандальность, так опишите это сочно или идите нахуй.
Полёт валькирий-Вагнер «Апокалипсис сегодня»
А где эта эпичная сцена? Для меня это было первым шагом в знакомстве с творчеством сабжа. Кстати, сцена есть на ютубе, но для просмотра в этой стране не доступно. http://www.youtube.com/watch?v=Z6OMiHDKZxk