Копипаста:Разновидности фанфиков
Материал из Lurkmore
Содержание |
Какие бывают фики и как это безобразие писать/читать? (жаль, что этому не учат в школе!)
Итак, фики бывают:
По содержанию
Мирообразующие / альтернативные вселенные (alternate universe): Истории, создающие параллельный сюжет, иначе говоря, свою вселенную, живущую по своим, внутренним законам, которых не существуют ни в реальном мире, ни в первоисточнике. Как правило, в таких фиках неизменным остаются только персонажи основного произведения, а все остальное — и мир вокруг них, и сюжетные перипетии, — принадлежит перу автору фанфика. Для обозначения этого типа фанфиков используют аббревиатуры AU или A/U. Что посоветовать автору: альтернативная вселенная — куда большая, чем в любом другом фике, свобода творчества, но и ответственность автора больше. К тому же, привычные места и привычные сюжеты зачастую милее сердцу читателя. К примеру, Хогвартс всем нам роднее и ближе, чем палуба космического или парусного корабля, и войны с Вольдемортом привычнее, чем сражения с белками-мутантами. Но это вовсе не значит, что ваш фик будет обделен вниманием. Поверьте, даже самые странные мирообрзующие фики находят своего читателя, это — вопрос индивидуального мастерства. Очень часто авторы начинают с привычных событийных фиков, «зарабатывают» себе аудиторию, и только затем переходят к альтернативе. Пример — сиквел Constance Ice «Гарри Поттер и Лес Теней», который, продолжая сюжетную линию с оригинальными персонажами и Валери Эвергрин, приводит нас в самый что ни на есть авторский мир. Этот жанр привлекает тем, что автор отказывается от «костылей» в виде заранее одобренных читателем элементов основного произведения, и пишет уже на две трети «свою книгу» на свой страх и риск.
Трагедия (angst): Трагедия, или драма — это история, в сюжете которой заложено эмоциональное напряжение, история, перенасыщенная переживаниями и мрачными событиями. Жанр, тем не менее, классический.
Что посоветовать автору: по канону греческой трагедии (а придумали трагедии именно эти ребята!), она должна состоять из таких элементов: описание статичной ситуации, появление и развитие опасной ситуации (здесь вам и нужно вводить свое «яблоко раздора» или же описывать сюжетный поворот, который приведет к трагическим последствиям), сцена развязки-катарсиса и эпилог. Катарсис — неотъемлемая часть греческой трагедии, ради него все и задумывалось. Катарсис — это как небо в алмазах, только совсем наоборот. Эта сцена должна быть самой яркой, самой трагичной и самой напряженной во всем фике, и напряженность должна окончиться взрывом. Греки воспринимали катарсис как очищение души — человек переживает острые, необычайно сильные эмоции, плачет, а его душа, пройдя через это испытание, очищается и воспринимает мир по-новому. Эпилога в трагедии может и не быть, это факультативная часть сюжета. И еще примечание — если для катарсиса вы припасли гибель персонажа настоящей книги, об этом следует предупреждать заранее. В англоязычном представлении это выглядит так: Warning — original character death! Не увлекайтесь трагедиями без особого сюжета, нагромождением драматических событий и непрерывными тягостными раздумьями персонажей.
Вызов (challenge): Фик, построенный автором на чужой идее или в ответ на чье-то предложение.
Что посоветовать автору: Вызов можно обнаружить в специально отведенной для этого теме, которую по старой доброй традиции так и называют — «Вызов»/«Challenge». Если вы нашли прелестную идею, которую хотели бы прописать в своем фике, следует предупредить читателя о том, что вы отвечаете на чей-то вызов, и сделать это в предисловии (см. ниже), авторском вступлении или в специальном разделе Tribute (см. ниже).
Продолжение (continuation): Фанфик, который развивает какое-то конкретное событие или сцену с отрытым финалом. Больше здесь, пожалуй, и сказать нечего… Дерзайте!
Кроссовер (crossover): История, которая представляет собой своего рода «перекресток», на котором встречаются два произведения.
Что посоветовать автору: Известны несколько приемов кроссовера: 1) персонажи одного произведения попадают в другой мир (Гарри Поттер неудачно трансгрессирует и переносится в город Ехо; лорд Мерлин Амберский приезжает в Хогвартс преподавать ЗОТС); 2) в произведении действуют персонажи из двух или более различных книг (Поттер и Ко и команда Баффи решают объединить усилия для борьбы с Вольдемортом). Единственное предупреждение — не забывайте о законах логики и используйте ваши «перекрестки» разумно! Если ваш герой попадает из Хогвартса и Средиземье, объясните, как ему это удается. Хорошенько подумайте, прежде чем совмещать «несовместимые» произведения. Потому что если «Секретные материалы» увязать с сюжетом Роулинг еще можно, то «Агент 007» вызовет у вас и ваших читателей слишком много проблем. И уж конечно, кроссовер «Гарри Поттера» и «Карлсона» хоть и возможен, но… Но!
«Мрачный фанфик» (darkfic): История с рекордным количеством смерти, насилия, жестокости и боли. Гротескные описания и фатальные случайности. Часто заканчивается смертью по крайней мере одного персонажа.
Что посоветовать автору: Данное произведение — темная сторона, эдакий страшный брат-близнец обычной трагедии. И потому главный совет — будьте бдительны! Только бдительность в стиле Аластора Хмури спасет вас от падения в глубокую пропасть, над которой фаны прибьют табличку «Внимание: читать этот фик опасно для жизни!!!». Все должно быть в меру. Как писал один известный прибалтийский сатирик, между читателем и писателем есть негласная договоренность — до двадцати трупов не доводить! Иначе читатель, в ужасе клацая зубами, сотрет крамольный файл, отключит свой ПК от электросети, наглухо закроет все двери и окна. И безопасности ради начнет орудовать щеткой под кроватью и под шкафами, найдет там свою любимую и давно потерянную ручку/карандаш/заначку, и на радостях забудет о фике, что вовсе не входит в планы автора… Но если вы все-таки хотите завалить Хогвартс бездыханными телами студентов, не стоит отстреливать их с методичностью маньяка. Придумайте логичную причину для повышенной смертности героев. Хорошо подходит для этой цели нападение УС во главе с Вольдемортом или эпидемия гриппа…
Филк (filk): Пародия на существующую и, часто очень известную песню, где заменяются слова, но сохраняется оригинальная мелодия. Я поэт, но я не песенник! J Но примером такого творчества являются многочисленные пародийные вариации на тему «Belle», первая из которых была исполнена Петкуном/Голубевым/Макарским… Эх…
ПВП (PWP): Полное название — Plot? What Plot?, что переводится как «Сюжет? Какой сюжет?». Реже, но встречается также вариант Porno Without Plot — «Порно без сюжета». Это история, написанная исключительно ради создания сексуального приключения без сюжета и отвлеченных событий; иногда авторы фиков, исходя из первого варианта названия, пишут под этой аббревиатурой «комедию абсурда». Не спрашивайте у меня совета — никогда не пробовала писать в этом жанре.
Round robin: Не уверена насчет перевода. Фик, разные части которого написаны разными авторами.
Глупый фик (sillyfic): Юмористический фик-пародия. Возможно, комедия абсурда, то есть история, которая изначально бессмысленна и не связана логичным сюжетом.
ПСлэш (slash): Фик, в котором описывается романтические или сексуальные отношения персонажей одного пола. Если ваш фик не относится к романтическим, и описать эти самые отношения — не единственная ваша цель, это скорее дополнительное определение жанра. Сам же фик может быть драмой или кроссовером. Но обозначать слэшные фики обязательно — не все читатели готовы воспринимать однополую любовь.
Фик-песня (songfic): История, в основе которой лежат слова песни или которая построена вокруг них. Ну… вы же умные люди, придумайте что-нибудь!
Романтика (romance): Перевод не вполне точный, зато хоть можно отличить от названия литературного жанра — романа. И произведение это изначально ориентировано на развитие именно романтических отношений между некоторыми, а иногда и всеми персонажами. Проще говоря, перед нами мелодрама с элементами фантастики.
Что посоветовать автору: Романтические истории стары как мир, и примером, а также наглядным пособием для вас может оказаться любое классическое произведение. Канонов здесь нет, кроме одного правила — не обманывайте читателя. Если вы отнесли свое произведение к этому жанру, оно ну никак не может смахивать на «мрачный фик». Так же, как и не может относиться к альтернативным вселенным. Да, в этой самой вселенной ваших героев может охватить вечное чувство, но тогда придется выбирать — мелодрама или масштабная история с приключениями, опасностями и элементами восточных единоборств. Романтическим фикам свойственное не воинственное, а мелодраматическое повествование. Опять-таки, эротика не мешает романсу, но чрезмерное ее количество превращает фик в ПВП. Смотрите телевизор, читайте романы (необязательно женские), и вдохновение вас настигнет.
Виньетка (vignette): Короткая история, которая содержит всего один ключевой элемент (монолог, размышление, небольшое событие, описание чувств персонажа в конкретный момент) и часто одно действующее лицо.
Что посоветовать автору: Виньетка, как это и следует из названия, произведение скорее художественное. Здесь главное — образность, отточенный язык и красочные описания. Не менее важными являются также игра слов, необычные сравнения, повествование в стиле психоделики или потока сознания. Потому, если с художественным стилем и умением растекаться мыслью по древу у вас не все в порядке, а грамотность оценена государственной оценкой «удовлетворительно», виньетки вам не вить. Ограничьтесь боевиками или пародиями.
По структуре
- Сиквел/продолжение (sequel): Продолжение или развитие идеи фанфика, своего или чужого. Во втором случае обязательно следует получить разрешение от автора фика-приквела.
- Приквел (prequel): Этот тип фанфика встречается довольно редко. Это своего рода первая часть основного фика. Легче объяснить на примере — вы написали историю о том, что происходит в далеком или не очень далеком будущем. История имела большой успех, вас засыпали вопросами о том, что было до того, как вы поставили первый символ на чистой странице своего текстового редактора. И вы решаетесь написать предысторию, чтобы объяснить, как ваши персонажи или персонажи Джоан Роулинг дошли до жизни такой. Допустим, если бы Роулинг начала свое творчество с книги, в которой описывала бы Гарри, Рона и Гермиону как отважных ауроров и борцов с мировым злом, книги об их школьной жизни были бы приквелами к этой истории. Сейчас чаще можно встретить фики-приквелы к книгам о Гарри Поттере — это многочисленные истории о юности Мародеров, о том, как Северус Снейп стал Упивающимся Смертью, о жизни Тома Риддла.
- Серийный фик (series): Это фик, который состоит из нескольких историй / эпизодов, зачастую имеющих свой сюжет. Не является серийным фик, который разбит на эпизоды или части в силу своей структуры. Серийный фик состоит из законченных фиков, которые появляются в разное время. Спорным является вопрос, можно ли считать серийным фик, который состоит из двух частей — изначальный фик + сиквел/приквел. Согласно укоренившейся привычке, в серии должно быть не меньше трех частей. Можно больше.
- Отдельный фик (standalone, s/a): Фик, который не входит в серию. Это обозначение ставят авторы, знаменитые именно серийными фиками, чтобы подчеркнуть, что данный фик не относится к сюжетной линии одной из серий. Если на странице автора есть разделы Series и Standalone, вы точно не ошибетесь.
(с) Chiara (http://www.hogwartsnet.ru/forum/index.php?showtopic=174#)