Копипаста:Италия
Материал из Lurkmore
Содержание |
Введение в тему
В 14–15 веках во времена политических разногласий, совершались значительные, хотя и постепенные преобразования. Политические противостояния, накопление ресурсов в этом центре мировой торговли и, наконец, многогранная история Италии содействовали Ренессансу - возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима. Рост благосостояния сопровождался образованием общества, в котором шло расширение городского образа жизни, и оно становится светским. Города, обосновавшиеся еще в Римскую эпоху, восстановились благодаря колоссальному подъему торговли и промышленности. В этот этап совершалось крупное распространение более масштабных государств за счет незначительных, и к 1494 г. оставалось лишь пять крупных государств и еще меньше городов-государств. К XIV веку именно во Флоренции окончательно сложилась новая стадия в формировании европейского искусства, получивший в итоге наименование «эпоха Возрождения». В 1434 году к власти приходит династия Медичи, однако их восхождение было кратковременным, уже в конце века народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В республиканский период внесли свои имена в историю Флоренции такие грандиозные личности, как Леонардо да Винчи, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело. Особое предпочтение в этом течении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно удостоверяют сохранившиеся образцы римской архитектуры. Сложную пропорцию средневековых зданий сменяет упорядоченное расположение колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очеркам приходят полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура вновь становится ордерной. Формирование Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в употреблении строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением индивидуалистического стиля у архитекторов. Мы знаем лишь немного мастеров соорудивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, построивших изумительные готические соборы. В то время как сотворения эпохи Возрождения, даже мелковатые здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего сотворения . Одни из самых знаменитых представителей архитектуры той эпохи считается Палаццо Веккьо, Палаццо Питти, Палаццо Строцци, Палаццо Ручеллаи, Барджелло, Палаццо Медичи-Риккарди, а особенное место занимает галерея Уффици - дворец во Флоренции, построенный в 1560—1581 годах и сейчас считается одним из самых значительных и важных музеев европейского изобразительного искусства.
Палаццо Веккьо
Это здание правительства 1299 года, где проводились советы членов духовно-рыцарских орденов, именовалось Новый дворец. Старый дворец - прежнее правительственное здание Барджеллы. Палаццо Дукале (резиденция герцога) –в последствие переименованное здание. Властный герцог Тосканский Козимо I совершил переезд сюда в 1540 году из своего личного дворца (Палаццо Медичи-Риккарди). Но в 1565 году он предпочёл перенести свою резиденцию в Палаццо Питти, который был для этого расширен, а тогдашний Новый дворец закончил считаться новым действующим дворцом, и стал Старым дворцом (Палаццо Веккьо). Постройка правительственного здания — резиденции правительства Флоренции было поручено рабочим бригадам Арнольфо ди Камбио в 1298 году. Палаццо Веккьо был сооружен по экземпляру более старинного административного дворца Палаццо Тоскана в городе Вольтерра, но выглядит намного мощнее и кажется вырубленным из одного куска скалы. Проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, но тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Увенчанная зубцами галерея как бы воспроизводит на звоннице и на башне, высота которой достигает 94 м, усиливая впечатление величественной простоты. В 1667 году на башне были сооружены часы работы аугсбургского мастера Г. Ледерле, которые до сих пор работают. В 1478 году на окнах Палаццо Веккьо были казнены через повешение заговорщики во главе с Франческо Пацци, совершивших попытку свергнуть власть Медичи.
Палаццо Питти
Из ныне существующих флорентийских палаццо самым большим считается именно Палаццо Питти. Это одна из самых существенных достопримечательностей Флоренции. Располагается в центре Площади Питти; в тыльной стороне здания находятся Сады Боболи, известный парк во Флоренции, один из прекраснейших парковых комплексов итальянского Ренессанса. Здание предназначалось резиденцией изначально великим герцогам Медичи, впоследствии династии Лотарингских герцогов и, наконец, последней итальянской королевской фамилии. Сегодня это один из самых масштабных музейных ансамблей Флоренции. Здесь размещены Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма — крупнейшее в Италии собрание, посвященное истории моды. Сады Боболи были обоснованы по указу Элеоноры Толедской, супруги властного герцога Козимо I. Оборудование парка было доверено Никколо Триболо, а после его кончины в 1550 г. его работу закончил Бартоломео Амманати, в создании и возведении некоторых гротов принимал участие и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи осуществил Бернардо Буонталенти, которому также присваивают проектирование грота во дворе, разделяющего дворец от садов. Главная центральная дорожка, пролагающая путь между кипарисами и каменными дубами к заднему фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра и подымается вверх на холм Боболи. В этом амфитеатре были сыграны самые первые оперные спектакли во всем мире. В центре амфитеатра размещается древнеегипетский обелиск из Луксора, доставленный сюда с римской виллы Медичи. Эту центральную дорожку увенчают фонтан Нептуна, которому флорентинцы дали прозвище «Фонтаном с вилкой», и скульптура Стольдо Лоренци. Иная дорожка в правом углу от главной дорожки идет через целую линию террас и фонтанов.
Палаццо Строцци
Итальянский дворец эпохи Ренессанса. Здание было построено по заказу мецената Филиппо Строцци вероятнее всего по проекту Джулиано да Сангалло в 1489—1539 гг. По своему орнаменту является частью флорентийских городских ансамблей раннего Возрождения. Филиппо Строцци указал ход строительства палаццо на 7 августа 1492 г. в строжайшем соответствии со сроками работ. За основу архитектор Строцци Бенедетто да Майано брал дворец Медичи, называемый так же, как Палаццо Медичи-Риккарди, архитектором которого был Микелоццо. Здание, декорированное выпуклыми каменными блоками, производит большое впечатление на прохожих. Его усиливает выступающий карниз мастера Кронака. Филиппо Строцци умер, не дождавшись окончания строительства своего палаццо, а его сын Пьеро уехал из Флоренции во Францию, в замок своей родной сестры, Екатерины Медичи.
Палаццо Ручеллаи
Палаццо Ручеллаи — сооружение эпохи Возрождения во Флоренции, построенное Леоном Баттистой Альберти между 1446 и 1451 гг. и Бернардо Росселлино по поручению флорентинца и мецената эпохи Возрождения Джованни Ручеллаи. Фасад здания является одним из первых отступлений к светской архитектуры эпохи Возрождения, c вертикальными выступами стены, и балочное перекрытие пролётов в виду основных элементов композиции. Внешние стены здания или нескольких пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой, производят мощное впечатление, тем более крупный руст на стене цокольного этажа, на котором находился оружейный склад. Каждый из трех этажей здания, как и римского Колизея, украшен гербами одного из трёх классических стилей: на первом этаже — тосканский, на втором художник поместил гербы ионического ордера, а на третьем этаже находится коринфский герб в несколько усложнённом варианте. Окна на третьем и втором этажах арочно сдвоены. Напротив Палаццо располагается Лоджия Ручеллаи, где проводились банкеты и приёмы для торговых компаньонов, праздновали свадьбы.
Палаццо Медичи-Риккарди
Грандиозный венец творений флорентийских мастеров по заказу самой богатой и знатной правящей династии Медичей в самом центре Флоренции, находящийся на улице Кавура рядом с собором Санта-Мария дель Фьоре и базиликой Сан-Лоренцо и собором Санта-Мария дель Фьоре. Одно из первых светских зданий раннего Ренессанса в республике, оно было возведено сподвижником Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Сегодня, во дворце распологается Риккардианская библиотека. Этажи здания, изготовленные разной техникой кладки, делят фасад здания на три яруса. Необработанный руст нижнего этажа гладко переходит к плитами второго и отлично подогнанными плитами третьего этажа. Впервые с античных времён с крыш здания пущен карниз с консолями, выступающий далеко вперёд. В 1517 году открытая лоджия на юго-западной стороне была заложена кирпичом, а замурованные арки превратили в окна, создание которых занимался сам Микеланджело. Первый этаж сделан из обработанного и полированного камня и, напоминая дворцовую кладку, должен вечную несокрушимую стабилизированную обстановку. Здесь располагались кухня, конюшни жильё для обслуживающего персонала. Внешне второй этаж, выполненный из полированного камня, отделён от первого кольчато-декоративной композиции в виде вертикальной полосы или ленточки, и карнизом и украшен гербом Медичи. На втором этаже, называвшиеся «мобильное пианино», находились хозяева покои и приёмные залы для гостей. В отштукатуренных залах находятся кладовые Медичей. Помещения, которые располагаются рядом с квадратным внутренним двориком палаццо, имеет небольшой размер. Маленький дворик, где установлены скульптурные изваяния и растут лимонные деревья , также обозначает главную идею прямоугольника с делением на три яруса. С этого времени внутренние дворики стали неотъемлемым элементом во всех дворцах того времени. Козимо Медичи Старший обозначил строительство палаццо в 1444 году архитектору Микелоццо. Дворец должен был пояснить новое положение Козимо Старшего при дворе после его возвращения из изгнания в 1434 году. Цель была достигнута своеобразным способом: в отделке жилого дома был применён плитняк с рустом, что до этого было свойственно общественным зданиям. По идее мецената палаццо не должен отличаться излишней роскошью, чтобы не вызывать возмущение у других патрицианских семей. Козимо Медичи в это время был самым состоятельным из 80 флорентийских банкиров. Во дворце планировалось разместить как жил ые помещения, так и штаб-квартиру банка Медичи. Микелоццо трудился над палаццо в течение 20 лет. 17 апреля 1459 года дворец посетил пятнадцатилетний Галеаццо Мария Сфорца, будущий герцог Милана. В 1659 году дворец обрёл новых хозяев - Риккарди. Тогда же и были сделаны дополнительные семь окон.
Галерея Уффици
В 2008 году основную экспозицию и выставки Уффици посетило 1 553 951 человек, что безусловно даёт ей право считаться самым посещаемым художественным музеем в Италии. Создание коллекции началось ещё в средине XV века, когда дом Медичи и республику Флоренцию возглавлял Козимо Старший. Он сопутствовал художникам и покупал произведения античного искусства. Его внук Лоренцо Великолепный становится следующим покровителем художников в семействе Медичи. Он покупает картины Андреа дель Верроккио и Сандро Боттичели, который создаёт свои картины "Рождение Венеры" и "Весну". По поручению мецената Филиппо Липпи пишет "Мадонну с младенцем и ангелами". История галереи как таковой берёт начало в июле 1559 года, когда правнук Лоренцо и новый правитель Флоренции Козимо I Медичи, предлагает объединить все административные службы города в общем большой дворце. Для создания дворца вызвался мастер Джорджо Вазари, который и начал работу в 1560 году. Однако в 1574 году Вазари умер, и продолжил строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 года в здании Уффици началось формирование экспозиции — его основу составляла семейная коллекция Медичи. После заката династии Медичи коллекция продолжала пополняться. Сейчас собрание картин, скульптур и фресок, множество произведений, таких , как Тициана, Уччелло, фра Филиппо Липпи. Из иностранных художников здесь представлены Альбрехт Дюрер, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Веласкес и другие живописцы. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства. В широких рядах залов находятся всемирно признанные собрания картин, статуй, бронзы, камей, монет, медалей, рисунков и эстампов разных веков. В начале громадного коридора, который с трех сторон обвивает весь музей, размещается серия необычайно любопытных картин. Здесь и картины поздней иконописи Средневековья, и ряд торжественно-сумрачных мадонн на золотом фоне, в красных и синих одеждах и с большими глазами. В Галерее Уффици также находится «Автопортрет» Карла Брюллова. Еще до Петербурга его произведение «Последний день Помпеи» произвела большой успех в Италии, где её высоко оценил исторический живописец Коммучи и английский писатель Вальтер Скотт и где самому Брюллову воздавались величественные похвалы. Чтобы пройти в саму Галерею, надо подняться по просторной, но довольно высокой лестнице на второй этаж. Он обставлен картинами XV века — лучшие мастера, и довольно молодые художники. В центре коридора находится мягко отворяющаяся дверь, обитая натуральными кожами . Она ведет в знаменитую «Трибуну» — сердце музея. Эта малогабаритная зала освещена солнечными лучами, и в ней собраны наиболее известные скульптуры Галереи и картины из различных стран, школ и времен . В «Трибуне» посетители могут увидеть двух Венер работ Тициана. Одна, повелению автора, олицетворяет золотую красоту женского тела: она блистательна, но холодна. Другая, при огромном богатстве и сочетании красок, можно назвать «историческим жанром». Есть доказательства, что под видом богини плодородия Тициан изобразил Элеонору Гонзага, жену герцога урбинского Федериго да Монтефельтре, — «прекраснейшую женщину во всей Италии». В сердце «Трибуны» распологается Венера, величаво откровенная в своём изящном образе. В ней все просто и грациозно одновременно: и тонкие черты лица, и нежное тело. Она противна особой гордости богинь, и кокетства, не присущего представительницам женского пола того времени. Эта молодая девушка «совершенно беззащитная», но ее окружение состоит из заветного мира греческой мифологии, мифологические фавны, одержимые веселой пляске, прелестный Аполлон, с привлекательными формами тела . Только умопомрачительная фигура невольника, неловкого оттачивающего нож, хотя и выполнена превосходно, но является сопутствием этому живому и радостному ансамблю . В Галерее Уффици распологается одна из наиболее известных в мире картин — «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, по высказыванию русского мыслителя Н. Бердяева, «самого волнующего, прекрасного, поэтического художника Возрождения и самого болезненного… ». Известно, что Боттичелли был глубоко несчастлив, и его жизнь была наполнена драматическими событиями. Пугливый и мечтательный, неоднозначный в поступках и фантастичный в размышлениях. Верил в озарения, он не заботился о благосостоянии. Не построил своего дома, не свил семьи. Но он был очень доволен тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления красоты во всех её формах. Он перевоплощал искусство в жизнь, и искусство делалось для него подлинной жизнью, так в картинах художника «обуревали любовь и страсть». Более чем солнцу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, как он сам выражался, а кисть его была точна и тверда. Как творцов Петрарку и Данте, его привлекает, очаровывает и вдохновляет Образ. Это образ молодой, красивой девушки, возлюбленной другого человека (Джулиано Медичи). Она для него само совершенство, царица всевластного искусства. И поэтому он так болезненно переносит душевные отчуждения. И из-за этого молвит о Симонетте Веспуччи то, что «ещё никогда не было сказано ни об одной женщине». Боттичелли воссоздает образ Джулиано Медичи, когда тот принимает участие в рыцарском турнире. На знамени изображена Афина Паллада, однако все прекрасно понимают, что это возлюбленная Джулиано — Симонетта, красавица в белом платье. Но красоту расторгает жизнь, рок преследует любовь, Симонетта скончалась во время чахотки. Смерть ее сокрушение и угнетение для Боттичелли, бессонница мучений и страданий. Пытаясь ослабить их, художник все запечатлевает и запечатлевает Симонетту Веспуччи в своих картинах и набросках. Он наряжает ее в красочные одежды, аккуратно рисует чуть курносый нос, венчает жемчужинами косу «медных» волос, рисуя на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Ее высокий лоб чудится ему лбом провидицы, а по-детски трогательные глаза, излучающие надежду, вызывают умиление и трепет. Неописуемое очарование испытывает тот, кто видит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Вглядитесь в эту Венеру, в эту прелестную деву, в глазах которой угасает какая-то светлая печаль. Гамма композиции преследует нас по всей картине — и в изгибе молодого тела, и по общему положению ее рук, и прядях волос, так красиво вьющихся на ветру, в отставленной ноге, в поворотах головы и в фигурах, которые ее окружают. На многочисленных картинах Сандро Боттичелли воспевает эта целомудренно-обнаженная женщина, созданная им из ритмов тонких линий, стыдливо прикрывающая грудь .Картины развешаны по всем восьми стенам «Трибуны». Рафаэль представлен «Мадонной с щегленком» — картиной, которая трогает сердце простодушной, но высокой душевной прелестью. Чистая, как девочка, женщина-мать, еще не вполне раскрывшаяся в женщину, озаряет нас тихим сиянием светлого утра. Образу ее соответствует и весь возрождающий ландшафт поля, усеянного цветами. А изображение флорентийского собора с высокими синими горами придает всей картине характер скытости. Рядом с «Мадонной с щегленком» выставлено еще два произведения Рафаэля — «Иоанн Креститель» и «Портрет папы Юлия II». В этом же зале показано «Святое семейство» Микеланджело. Говорят, что заказчик принял эту коллекцию с волнением. И действительно, это необычное произведение «титана Возрождения» кажется совершенно противоположным религиозному содержанию. Есть в «Трибуне» и несколько картин на тему «Поклонение волхвов». Художники любили этот библейский сюжет, многие возвращаются к нему не раз. Евангельский рассказ о подношении тремя волхвами даров новорожденному Христу одни использовали, чтобы показать праздничное зрелище богато разодетой толпы; другие видели в нем возможность показать мир человеческих переживаний. У Сандро Боттичелли, например, картина строится так, что в группировках, движениях и жестах фигур, столпившихся вокруг Марии с младенцем, зримо передаются самые различные оттенки живого чувства — от спокойного, почти холодного любопытства до бурного волнения и проявления горячей любви. В Галерее Уффици выставлены и «Поклонение волхвов», принадлежащие кисти Леонардо да Винчи и кисти Гирландайо. Галерея Уффици обладает одним из наибольшим в мире собранием итальянской живописи 13-18 вв. (особенно хорошо представлены произведения венецианской и флорентинской школ). Прекрасными образцами являются античное, французское, немецкое, нидерландское, голландское и фламандское искусство. Уникально и находящееся в Уффици собрание автопортретов европейских художников. Среди множества картин, представленных в галереи, следует выделить работы таких мастеров, как Чимабуэ («Мадонна», 1260-1280), Симоне Мартини («Благовещение», 1333), Паоло Уччелло («Битва при Сан-Романо», средняя часть «Бернардино делла Чарда падает с лошади», 1450-е гг.), Пьеро делла Франческо его портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты урбинских, 1465-1466. Дуччо ди Буонинсенья («Мадонна Ручеллаи», 1285-1286), Рафаэль («Папа Лев X с кардиналами Джулио де Медичи и Луиджи де Росси, 1518-1519), Альбрехт Дюрер «Поклонение волхвов», 1504. Микеланджело («Тондо Дони», 1503), Караваджо («Вакх», «Жертвоприношение Исаака», «Медуза»), Андреа Верроккио («Крещение Христа», 1472-1475).Тициан («Венера Урбинская», 1538), Франческо Пармиджанино («Мадонна с длинной шеей», 1534-1540), Джотто ди Бондоне («Мадонна Огниссанти», 1310). Портрет Фернана Магеллана неизвестного автора, XVII век Фра Филиппо Липпи и его работа «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» 1465 года. Сандро Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», «Поклонение волхвов». Хуго ван дер Гус «Триптих Портинари», 1476-1479. Леонардо да Винчи «Благовещение», 1472-1475, «Поклонение волхвов», 1481. Пьеро ди Козимо «Персей, освобождающий Андромеду», 1515. В здании Уфицци помимо галереи располагаются также другие важные коллекции: коллекция Контини Бонакосси, пожертвованная музею, коллекция гравюр и рисунков, содержащая почти 120.000 графических работ, широко известный «коридор Вазари» (построен Вазари в 1565 году), соединяющий Уффици с дворцом Питти и включающий значительную коллекцию живописи 17 века и знаменитую коллекцию автопортретов Маэста.